Hirst Damien (Дамьен Хёрст)

(1965г.)
Пожалуй, назвать Дэмиена Херста живым классиком излишне смело. Тем не меннее, он однозначно самый узнаваемый из целой генерации «Молодых британских художников» 1990-х — “Young British Artists”, их неформальный лидер и с коммерческой точки зрения самый успешный среди них. К этому можно добавить разве что список музеев, где прошли персональные выставки Херста: это государственные лондонская Галерея Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), Стеделейк-музей в Амстердаме, Музей Израиля в Иерусалиме и такие уважаемые частные институции, как Фонд Prada в Милане и Музей Брод в Лос-Анджелесе. Ну и то, что галеристами художника в разное время выступали настоящие мастодонты арт-рынка вроде Чарльза Саатчи, Ларри Гагосяна и Джея Джоплина, говорит само за себя.
 Благодаря либерализму художественного образования в послевоенной Великобритании, художники начала 1990-х были в полной мере подготовлены к критическому диалогу с окружающей капиталистической действительностью. При поддержке Чарльза Саатчи, рекламного магната, который был автором кампании, приведшей к власти правительство Маргарет Тэтчер, менее чем за десять лет группа молодых художников, негласным лидером которых был Херст, стала олицетворением творческого и коммерческого успеха. Считается, что общение с Саатчи и его рекламщиками повлияло на художников, в том числе на Херста, который стал одной из наиболее важных медиаперсон в Британии. Однако не стоит забывать, что знакомство художников с Саатчи произошло на знаменитой выставке Freeze 1988 года в лондонских доках, куратором которой был не кто иной, как Дэмиен Херст. И вряд ли можно считать просто удачным совпадением тот факт, что пространство выставки было оформлено так, чтобы напоминать об интерьере галереи Чарльза Саатчи в Сент-Джонсвуд.
 В 2001 году работник лондонской галереи Eyestorm Эммануэль Асаре принял за гору мусора инсталляцию Дэмиена Херста из переполненных окурками пепельниц, недопитых чашек кофе, пустых бутылок из-под пива и разбросанных газет. Асаре подумал, что накануне в галерее была вечеринка, и аккуратно сложил все объекты в мусорные пакеты. Критики, противники Херста, вдоволь поиздевались над этой ситуацией, предложив повысить уборщика до куратора, так как он разобрался с двусмысленной ситуацией, когда искусство притворяется реальностью. Произведение «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» дало название книге профессора Дональда Томпсона, разоблачившего в ней «шокирующую правду об арт-рынке». Оно представляет собой пятиметровую тигровую акулу в прозрачном контейнере с формалином. В 1991 году Чарльз Саатчи заплатил за него £50 тыс., в 2005 году акулу за $12 млн купил американский миллиардер Стив Коэн. К этому времени она начала портиться, тушу пришлось выбросить, а шкуру натянуть на фиберглассовую болванку — и даже в таком виде коллекционер готов был приобрести работу. Однако художник счел это нарушением замысла, к тому же чучело «не выглядело страшным»; он заказал партию новых туш и заменил гигантскую акулу, а из тех, что поменьше, наделал вариантов. Эта история говорит о том, что Дэмиен Херст не концептуалист и воплощение замысла для него так же важно, как и идея. Акула входит в серию «Естественная история», к которой относятся также одинокая овца («Вдали от стада», 1995, в 2006 году продана за $3,4 млн), внутренности двух коров («Любовники», в 1998 году продана за £229 тыс., первый коммерческий успех художника) и еще ряд работ. Скульптура «На милость господа», законченная художником в 2007 году, является иллюстрацией к тому, как физическая стоимость создает символическую (обычно с произведениями искусства бывает наоборот: их символическая стоимость, «бесценность», складывающаяся из исторического и культурного значения, имени и мастерства художника, меры его славы и вклада в историю искусства, формирует денежный эквивалент). Это платиновая копия черепа европейца, умершего в XVIII веке, с реальными зубами, инкрустированная почти тысячей бриллиантов и с одним огромным во лбу. По разным оценкам, в изготовлении череп обошелся в £12–15 млн. Изображение черепа отсылает к старой европейской традиции vanitas, аллегории тщеты сущего; по воспоминаниям самого автора, название ему подсказали слова матери, воскликнувшей: «Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?» В 2007 году череп был выставлен в лондонской галерее White Cube, известие об этом обошло весь мир. Он был приобретен группой инвесторов, в которую входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи, руководитель галереи White Cube Джей Джоплин и украинский коллекционер и меценат Виктор Пинчук, за $100 млн (£50 млн).

Товаров, соответствующих вашему запросу, не обнаружено.