Gross Chaim (Хаим Гросс)

Годы жизни (1904-1991) – выдающийся американский скульптор и художник-график.
Местечко Воловое – место, где родился художник и город Коломыя, куда семья Гроссов переехала в 1911 году, были в составе австро-венгерской Галиции. С началом Первой мировой войны Галиция превратилась в поле сражения между австрийской и российской армиями. Учиненные казаками жестокие еврейские погромы, которые едва не привели к гибели родителей Хаима, вынудили семью покинуть дом. Они возвратились, когда Австро-Венгрия в 1915 году вернула себе Коломыю.
По окончании войны Хаим уехал в Будапешт и поступил в художественную школу,  затем Хаим продолжил учебу в Вене в Kunstgewerbeschule (Школа искусств и ремесел).
Учился там он недолго: его старший брат Нафтоли, эмигрировавший в Америку еще в 1914 году и к этому времени получивший признание как еврейский поэт и писатель, прислал Хаиму деньги на переезд в США, и  в марте 1921 года Хаим Гросс прибыл в Нью-Йорк.
Он жил жизнью нищего эмигранта, одержимого страстью к искусству. Работая днем разносчиком продуктов, Хаим вечерами посещал художественную школу Образовательного Альянса (EducationalAlliance). Там он сблизился со студентами, многие из которых были выходцами из России и впоследствии  многие из них стали известными художниками и скульпторами.
Один из них, талантливый Лео Джекинсон, рассматривая рисунки Хаима, нашел в них очень точное отображение трехмерности объекта и посоветовал ему попробовать себя в скульптуре. «Это был бесценный совет, – говорил впоследствии Гросс, – потому что я быстро понял: именно такая форма творчества больше всего подходит мне». В 1922 году он поступил в Художественный институт дизайна (Beaux-Arts Institute of Design), готовивший архитекторов, скульпторов и художников настенной живописи. Четыре года Хаим ухитрялся утром работать разносчиком, днем учиться в институте дизайна, вечером посещать уроки в художественной школе Альянса. 
Вскоре Хаим решил начать карьеру скульптора. Он бросил работу и снял  небольшую студию. Но успех  и признание долго не приходили к художнику.   Первая продажа его скульптуры произошла только через несколько лет. В 1927 году Хаим вернулся в  художественную школу Образовательного Альянса, но уже в качестве преподавателя: два вечера в неделю он вел курс резьбы по дереву. Он  взялся за эту работу в качестве случайного заработка, но задержался на ней на долгие 60 лет. Среди его студентов были многие известные скульпторы, в том числе Луиза Невельсон.
Обучая студентов, Хаим Гросс и сам продолжал совершенствовать свою технику резьбы. В то время большинство скульпторов делали из глины модель, по которой мраморщики-камнетесы изготавливали из мрамора скульптуру. Гросс принадлежал к небольшой группе талантливых американских скульпторов, которые в первых десятилетиях 20-го века порвали с этой традицией и стали работать непосредственно с естественным материалом – камнем и деревом. Гросс время от времени работал с камнем, но дерево для него было самым любимым материалом. Он много выставлялся в групповых экспозициях, но его персональная выставка состоялась лишь в 1932 году: художник Манфред Шварц предоставил ему место в своей галерее.
В марте 1932 года произошло событие, которое потрясло всю Америку: был похищен и убит полуторагодовалый сын Чарльза Линдберга, знаменитого авиатора, первым перелетевшего Атлантический океан в одиночку. Гросс отозвался на трагедию скульптурой “Lindberg Family” («Семья Линдберга»), в которой он достаточно условно изобразил крыло самолета, Линдберга, его жену и ребенка на верху вертикальной скульптуры. Скульптура впоследствии была экспонатом многих выставок.
30-е годы, годы депрессии, были очень тяжелыми для Гросса. Как и многие его товарищи, он сохранил себя как скульптора благодаря государственной программе поддержки художников Public Works of Art Project(Общественные работы Арт проекта). По этой программе Гросс проводил занятия ваяния, делал скульптуры для школ, колледжей и федеральных учреждений. В 1935 году он выиграл конкурс на создание скульптур почтальонов для здания почтамта в Вашингтоне. Два павильона Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке были украшены произведениями Гросса. Все эти работы принесли ему признание критики, спрос музеев и частных коллекционеров на его творчество.
В 1938 году кинорежиссер и историк Люис Джекобс снял 30-минутный фильм о Гроссе. Фильм назывался “Tree Trunkto Head” («Ствол дерева превращается в голову») и демонстрировал работу скульптора над портретом жены, которая послушно позировала мужу. В дальнейшем Гросс иногда использовал фильм на своих занятиях.
Восхищавшийся цирком с детства, Гросс часто выбирал акробатов, гимнастов, канатоходцев субъектами для изучения человеческого  тела, особенно женского, в ритмичном движении. Он много времени проводил в цирке среди публики и за ареной, наблюдая и делая зарисовки.
Еще одна тема, постоянно привлекавшая Гросса, – материнство, отношения между матерью и детьми, очаровательная игра женщины со своим ребенком. Его скульптуры на эту тему – воплощение душевного богатства матери, любви к ребенку, проявившейся в игре с ним.
Оказавшись в Соединенных Штатах, Гросс активно участвовал в мероприятиях, проводившихся еврейской общиной Нью-Йорка и, начиная с первой поездки в 1949 году, много раз посещал Израиль. «Когда я приехал в Израиль в 1949 году и увидел таких знакомых мне людей – ортодоксальных евреев, хасидов, – писал он впоследствии, –  что-то произошло во мне, что-то во мне пробудилось».
Работу над портретом первого президента Израиля Хаима Вейцмана Гросс начал с зарисовок, когда в 1949 году Вейцман выступал на Генеральной Ассамблее ООН.  Вылепив вариант портрета из глины, Гросс летом того же года отправился в Израиль встретиться с Вейцманом и договориться о сеансах позирования. Вейцман был болен, но Гроссу удалось завершить его портрет и портрет его жены Веры.
В своем творчестве Гросс неоднократно обращался к библейской теме. Его монументальными менорами украшены многие города Америки, в Интернациональной синагоге аэропорта имени Кеннеди установлены две панели с его бронзовыми рельефами «Десять заповедей». 
В 1963 году Хаим Гросс купил дом №526 на площади Ла Гвардиа в манхэттенском районе Гринвич-Виллидж и переехал туда с семьей, организовав там свою студию. В 1989 году там открылся Музей-студия Хаима Гросса. 
Хаим Гросс умер от инфаркта 5 мая 1991 года. Он похоронен на еврейском кладбище Mount Lebanon Cemetery в нью-йоркском районе Квинс.
 

Товаров, соответствующих вашему запросу, не обнаружено.