Hartung Hans (Ханс Хартунг)

(1904 – 1989)

Ханс Хартунг – франко-немецкий художник, ключевая фигура абстракции XX века, известная своим лирическим и жестовым подходом к живописи и литографии. Юный художник родился в Лейпциге, Германия, 21 сентября 1904 в семье медиков. Его отец сам увлекался живописью. Хартунг предпринял первые попытки рисовальщика еще в детстве: его вдохновили вспышки молнии, которые, впоследствии, станут основой творческого течения художника. Он вспоминает это явление: «Эти вспышки молний позволили мне понять скорость линии, желание запечатлеть карандашом или кистью момент, и они заставили меня понять неотложную природу спонтанности». Однажды философски воспринятое явление природы сформирует процесс рождения всех работ автора, отдавшего предпочтение импульсу. Эти вспышки, прожегшие холсты художника, как молнии, рассекшие небосвод, станут отличительной чертой Ханса Хартунга. В акварельных работах 1922 пришёл к абстракционизму.

В 1924 году он поступил в Лейпцигский университет, где изучал философию и историю искусств. Впоследствии он учился в Академии изящных искусств в Дрездене, копировал работы Рембрандта, Ловиса Коринфа и экспрессионистов Оскара Кокошки и Эмиля Нольде. Творя в абстракционизме, художник постоянно тянулся к новым формам воплощения, открыл для себя импрессионизм, кубизм, а к 1934 году в Париже познал азы ташизма, сблизившись с Василием Кандинским, Питером Мондрианом, Жоаном Миро, Александром Колдером.

1926 год стал творческим потрясением для немецкого юноши: он открыл для себя работы современных французских и испанских художников в Международном художественном музее в Дрездене. С того дня Ханс Хартунг окончательно решил покинуть Германию, поддавшуюся провинциализму, и отправился путешествовать. Позднее художник сам будет изгнан из родной страны, власть которой сочтет работы автора воплощением кубизма, несовместимого с идеалами нацистской Германии.

Париж пробудил творческий потенциал Хартунга, исследовавшего пути отражения своих чувств через художественную форму. В этот период работы художника становятся более осознанными в плане исполнения. 1926 год посвящен поиску пластической формы, балансу цвета и построения фигур в пространстве. Художник интересуется принципами гармонии и пропорций посредством золотого сечения, вдохновившись работами Поля Сезанна. В 1928 году в Мюнхене познает технику живописи под наставничеством Макса Дернера. Вскоре Хартунг женится на близкой по духу художнице Анне-Еве Бергман, с которой разведется, а в 1957 году обручится вновь.

К концу 1930-х финансовое положение Хартунга ухудшилось. Ему пришлось переехать в парижскую квартиру поменьше, а потом его приютит друг Анри Гетц. Затем Ханс Хартунг окажется в мастерской скульптора Хулио Гонсалеса, который обучит его трехмерному искусству. В результате этого эксперимента были созданы две абстрактные скульптуры, одна из которых была выставлена в Salon des Surindépendants.

С началом Второй мировой войны, в 1939 году, он вступил во Французский иностранный легион. После демобилизации в 1943 году бежал из оккупированной Франции в Испанию. Однако ареста избежать не удалось, и семь месяцев Ханс Хартунг провел во французском концлагере, где, узнав, что он художник, заключенного содержали в красном помещении в надежде нарушить его зрение. После освобождения Хартунг вновь вступил в ряды Иностранного легиона, но в ноябре 1944 был тяжело ранен в битве под Белфортом. Художник потерял правую ногу. Вернувшись в Париж, в 1946 получил французское гражданство, был награждён Военным крестом и орденом Почётного легиона.

Отныне творчество художника воспринимается в контексте его военного опыта, которым пропитаны работы. Лишившись ноги, Хартунг ищет новые способы выражения художественной эксцентрики. Через искусство он стремится к свободе, которой пронизаны сюжеты, сформированные, на первый взгляд, произвольными линиями. Каждый штрих художника тщательно спроецирован и  дотошливо перенесен с эскиза на конечную плоскость. Автор экспериментирует с красками, формами, царапает картины, добиваясь расширения рамок. В процессе создания работы Ханс Хартунг переступает через свои физические и психологические травмы, полученные во время войны. О рождении картин послевоенного периода и техники в целом он скажет следующее: «Что я люблю, так это действовать на холсте. Действовать? То есть царапать, рвать, пачкать, закрашивать холст красками, словом, все, что нельзя «рисовать». Потеря ноги сказалась на творчестве художника, спровоцировав его расширить спектр методов, которые он использовал для самовыражения.

В мирное время художник стремился найти гармонию в строгости, исследуя палитру, линии, форму, качество поверхности и жесты, которые отражают посыл автора через характер и настроение исполнения, напрямую влияющее на форму содержательности послания. Он полагал, что абстракция — это «совершенно новое средство выражения, другой человеческий язык, более прямой». Неспроста свои картины Ханс Хартунг назовет системой букв и цифр, напоминающей зашифрованное военное послание. Его картины, с первого взгляда, схематичны, формально агрессивны и случайны. Кажется, будто повествование формируется бессознательно, но на самом деле сюжет строго структурирован и продуман автором до мелочей, являясь полным отражением первостепенной задумки творца.

Хартунг, рассматривавший золотое сечение как способ организации композиции в рамках математической эстетики, в 1973 году, переехав с женой из Парижа в Антиб, отдает предпочтение более свободным в пространстве движениям. Работы художника стали менее строгими, приобрели легкость, но остались, в большинстве своем, подвластны руке автора. Рвение к совершенству оставалось в основе живописной эстетики Хартунга, но уже с доступом спонтанных проявлений. Переезд в Прованс привел к изменению техники, но сохранил суть послания художника в жестах: «Сама по себе смерть не очень приветствуется», — писал Хартунг в своей автобиографии 1976 года «Автопортрет», — «Но я больше всего боюсь, что это произойдет прежде, чем я успею сказать все, что чувствую».

После войны его работы приняли участие в многочисленных выставках, на которых были восхищенно восприняты публикой. В 1947 году состоялась его первая персональная выставка в Париже. Ретроспективные выставки его работ прошли в Базеле, Брауншвейге, Турине, Париже, Хьюстоне, Квебеке, Монреале, Нью-Йорке, Кёльне, Берлине, Мюнхене и других европейских городах. В Государственной художественной галерее Мюнхена был открыт его постоянный зал. Такой же зал открылся в 1984 в Дармштадте. Выставка его гравюр и литографий была организована в Париже центром Помпиду. По сей день творчество Ханса Хартунга обретает все больший интерес: каждый год картины автора украшают выставки зарубежных авторитетных выставочных центров. Работы Хартунга находятся в коллекциях крупных музеев по всему миру, включая Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Соломон Р. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, Галерея Тейт, Лондон, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж и Музей Стеделика, Амстердам.

Художник удостоен множества влиятельных наград в области живописи: в 1957 году Ханс Хартунг был первым художником, получившим премию Рубенса города Зиген; в 1960 году награжден Международным Гран-при за живопись на Венецианской биеннале; в 1970 году – Большой художественной премией Парижа; в 1967 году – Почетным призом биеннале в Любляне; в 1981 году первым получил от правительства Австрии премию Оскара Кокошки.

К концу 1950-х годов работы Хартунга станут образцами для многих молодых американских художников 1960-х годов, сделав его одним из влиятельных предшественников американской лирической абстракции 1960-х и 1970-х годов.

Ханс Хартунг умер 7 декабря 1989 года в Антибе, Франция, оставив свой след не только в жестах собственных картин, но и на пленках кинематографа и снимках фотографов. Культовой личности посвящен документальный фильм «Визит к Хансу Хартунгу» (1947), ставший классикой французского кино Алена Рене; художник запечатлен в фильме «Песнь творения: Художник Пабло Пикассо» (1982); сыграл главную роль в документальном фильме «Парижская школа: (5 художников за работой)» (1963) американского режиссера Уоррена Формы. Известное швейцарское издательство «Скира» выпустило альбом «Незамеченный мир глазами Ханса Хартунга» с репродукциями его фотографий и текстом французского поэта Жана Тардьё.

Феномен творчества Ханса Хартунга кроется в равнозначности рационального начала и отражения глубинных процессов человеческой психики. Его работы – поистине уникальное явление безграничного познания смысла, вложенного автором. Картина художника в 2017 году на аукционе Sotheby’s ушла с молотка за 2,7 млн. евро. С каждым годом стоимость работ Ханса Хартунга растет с непоколебимой уверенностью, которой также пропитан каждый точно выдержанный жест на его картинах.

Фильтры