Agam Yaacov (Яков Агам)
Яков Агам (наст. имя и фамилия Яков Гипштейн) — современный израильский художник-экспериментатор, скульптор, один из создателей кинетического искусства. Автор работает с различными формами, включая живопись в двух- и трехмерных измерениях, рисунок, скульптуру, керамику, витражи, шелкографию, литографию, офорт, текстиль, комбинирует несколько форм исполнения.
Мастер иллюзий родился в Израиле (в те годы Мандатная Палестина) 11 мая 1928 года в семье глубоко верующих людей. Отец будущего мастера Оп-Арта Иешуа Гибштейн был раввином и каббалистом. Убеждения отца отразились на воспитании сына. В юные годы Яков Агам окончил традиционное еврейское религиозное образование, сформировавшее его духовный стержень. Иудейское воспитание Агама послужило вдохновением для его работ. Об этом говорит сам автор: «Движущая сила и источник, из которого я черпаю вдохновение, проистекают из моего желания придать пластическому и художественному выражению древнееврейской концепции реальности, которая отличается по своей сути от сущности всех других цивилизаций и которая, на мой взгляд, никогда не нашла своего истинного художественного выражения».
1946—1949 годы по праву можно считать точкой отсчета творческого пути выдающегося художника современности. В эти годы Яков Агам уходит с головой в творчество, поступив в Израильскую национальную Академию искусств Бецалель под руководством израильского художника Мордехая Ардона. Академия становится «храмом» формирования его творческой личности. Получив первое художественное образование, юный фанатик продолжает обучение уже за границами отчего дома — в Швейцарии, в цюрихской Школе прикладного искусства у местного художника и теоретика нового искусства Иоганнеса Иттена. Покинув родной Израиль, переступив порог чужой страны, у Якова Агама осталась нить, соединяющая два конца его творческого пути в познании искусства — оба педагога приверженцы немецкой конструктивистской школы Баухаус, принципы которой проповедовали в своих работах и педагогической деятельности. Именно этот фактор повлиял на созревание творческого направления Якова Агама. Цюрихская школа и, в частности, Макс Билл, швейцарский скульптор и художник-абстракционист, увлекли студента-художника эстетико-математической теорией искусства, которая и стала фундаментом творчества будущего экспериментатора современности.
1951 год становится кульминацией креативного пути Якова Агама — переезд во Францию, ставшую не только трибуной, открывшей личность гения Оп-Арта миру, но и его местом жительства: сегодня скульптору 95 лет и покидать Париж он не намерен. Его знакомство с Францией началось с Мастерской абстрактного искусства (Atelier d’art abstrait) и с Академией де ла Гранд Шомьер. Агам один из немногих художников, посвятивших свою жизнь тщательному осмыслению искусства, пройдя обучение в престижных художественных академиях трех стран. Благодаря тяге к познанию теоретической части искусства, его работы носят осознанность, интерпретация воплощения которой не имеет границ. Путь своего творчества он видит так: «Моя цель — показать видимое как возможность в состоянии вечного становления». Это является отличительной чертой экспериментатора.
В 1953 году состоялась его первая персональная выставка, посвященная абстрактному искусству, в парижской галерее Кравен. Через два года Агам принимает участие в первой международной выставке кинетического искусства в галерее Дениз Рене в Париже. А в 1964 году художник выставляется на влиятельной международной выставке современного искусства documenta III в Касселе.
Стиль творчества Якова Агама — интеграция формализма и еврейского мистицизма. Он создал тело работы, которое носит оптический характер, меняющийся с движением. Художник бунтует против пассивного творчества и обыденности статичного познания. В своих работах экспериментатор провоцирует зрителя на участие, вручную преобразуя работу или наблюдая за самостоятельными изменениями внутри ее формы, используя свет, преломляющий реальность, и звук.
В 1960-е — золотые годы творчества признанного мастера израильского арт-авангарда Якова Агама. Художник выполнил престижные архитектурные государственные и муниципальные заказы, среди которых: «Двойные метаморфозы III» (1965); кинетическая композиция «Тысяча ворот» в саду президентского дворца в Иерусалиме (1972); «Визуальная музыка и оркестровка» (1989); фонтан в Ла-Дефанс в Париже (1975), «Фонтан огня и воды» на площади Дизенгоф в Тель-Авиве (1986); квадратная картина, выполненная в линзовидной технике, площадью 9,1 м2«Комплексное зрение» (1969) установлена на фасаде больницы глазного фонда Каллахана в Бирмингеме, штат Алабама; монумент «Мирное общение с миром» (2009), посвященный Всемирным играм в Гаосюне, Тайвань; знаменитая Ханукальная менора на углу Пятой авеню и 59-й улицы в Нью-Йорке. Стальная конструкция золотистого цвета высотой 32 фута (9,8 м) весом 4000 фунтов (1800 кг) занесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самая большая в мире ханукальная менора».
Яков Агам провел ретроспективную выставку на таких влиятельных площадках, как Национальный музей современного искусства в 1972 году, Париж; и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1980 году. Его работы хранятся в многочисленных музейных коллекциях, включая Музей современного искусства и Художественный музей Милдред Лейн Кемпер.
В 2018 году в родном городе художника, Ришон Ле-Цион, Израиль, открылся Художественный музей Якова Агама (YAMA). В интервью израильской газете Jerusalem Post художник подчеркнул значимость проекта, сказав, что YAMA — «единственный музей в мире, посвященный искусству в движении».
Экспериментатору при жизни посвящен не только музей, также он является героем двух документальных фильмов XX-го века влиятельного американского режиссера Уоррена Формы: «Возможности Агама» (1967) и «Агам и…» (1980).
Якова Агама можно с непоколебимой уверенностью назвать художником-философом, основываясь на глубокой содержательности его творческих воплощений. Его работы — субстанции без ограничений по движению, времени или возможности.
Коллекционерам и любителям искусства стоит обратить внимание на произведения Якова Агама не только благодаря своей вариативности воплощения идеи под самые требовательные запросы: включают в себя картины и рисунки, скульптуру, архитектуру, компьютерное искусство, керамику, витражи, литографию и значительную коллекцию графики; но и на ценность работ в денежном эквиваленте. Цены на работы Агама самые высокие среди работ любого другого израильского художника. В sotheby’s в Нью-Йорке на аукционе в ноябре 2009 года, когда его работа 4 Themes Contrepoint была продана за $326,500, он сказал: «Меня это не удивляет… мои цены будут расти в соответствии с историей, которую я создал в мире искусства».
Кроме всего прочего, в мае 2014 года произведение Агама «Вера — визуальная молитва» было подарено Папе Франциску президентом авиакомпании El Al Israel Airlines Дэвидом Маймоном. Произведение включало значимые символы как еврейской, так и христианской конфессий.
Работы Якова Агама — поистине монарший подарок с высочайшей содержательностью.