Andreenko Michel (Михаил Фёдорович Андреенко-Нечитайло)
Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло (1894 – 1982)
Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло — живописец, представитель «классического» живописного авангарда, сценограф, писатель.
Родился 29 декабря 1894 года в Одессе в семье двух знатных казацких родов: Андреенко-Нечитайло с Черниговщины и Максимовичей с Полтавщины. Отец — Фёдор Андреенко-Нечитайло, дворянин, губернский секретарь, мать — Варвара Максимович, была кузиной скульптора Бориса Эдуардса.
В апреле 1911 года вместе с художником Г. Курнаковым и писателем (тогда еще только поэтом) Б. Лавреневым участвовал в выставке Херсонского общества любителей изящных искусств. В 1912 году после окончания гимназии продолжил обучение в Петербурге, одновременно обучался на юридическом факультета Университета и в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у А.А. Рылова, Н.К. Рериха и И.Я. Билибина до 1917 года.
Во время обучения Михаил Федорович принимал участие в выставке «Союза деятелей искусства» и в Международной выставке графики в Лейпциге, экспонировался в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной». Выставлял работы вместе с такими художниками, как П. Филонов, Д. Бурлюк, К. Малевич. Андреенко-Нечитайло работал в кубистической манере. Иллюстрировал газеты и журнал «Голос жизни» Д. Философова, был декоратором в театре Литературно-художественного общества.
В 1918, получив диплом об окончании университета, переехал в Одессу. Сотрудничая с Камерным театром, оформлял спектакли для режиссера К. Миклашевского. Оформил «Электра» Гофмансталя, «Два болтуна» М. Сервантеса, «Четыре сердцееда» К. Миклашевского и др. Андреенко-Нечитайло получил высокую оценку театроведа и историка Б.В. Варнеке за свои творческие работы.
4 апреля 1919 года в Одессу пришла советская власть, при которой закрылись газеты и журналы и прекратили свою деятельность многие театры. В январе 1920 года М.Ф. Андреенко-Нечитайло по замерзшему Днестру нелегально перешел на румынский берег, где в Бухаресте служил сценографом в Королевской опере, выполнял декорации для балета «Миллионы Арлекина» Р. Дриго.
В 1921-1923 гг. жил в Праге, создавал декорации в Русском камерном театре, а также в пражской Немецкой опере. Из столицы Чехии М.Ф. Андреенко-Нечитайло поехал в Италию, а оттуда во Францию, в Париже оформлял спектакли труппы Ф. Комиссаржевского, исполнил декорации к балету «Жар-птица» И. Стравинского по эскизам Н. Гончаровой для Русского балета С. Дягилева. Художник регулярно экспонировался на выставках в салонах Осеннем, Независимых и Сверхнезависимых.
В 1925 году принимал участие в выставке «33 русских художника» в кафе «La Rotonde» и в оформлении зала Русского литературно-артистического кружка.
В 1926 году участвовал в Международной театральной выставке в Нью-Йорке; в 1927 году – во Всеукраинской юбилейной выставке к 10-летию Октября (Харьков – Киев – Одесса – др. города УССР); в 1932 году – в Выставке современной украинской графики во Львове, организованной Ассоциацией независимых украинских художников.
Михаил Федорович начал работать в кино и выполнил эскизы декораций и костюмов для немых фильмов «Казанова» (1927) и «Тысяча и вторая ночь» (1932) режиссера А. Волкова.
В 1930-х гг. художник создал цикл картин с заметной сюрреалистической организацией образных элементов.
В 1940-50-х гг. написал серию завораживающих неореалистических пейзажей.
С 1958 года вернулся к конструктивизму, создал ряд абстрактных композиций, обладающих ритмической пластикой различных элементов, взятых из реальной жизни.
Михаил Федорович участвовал в парижских выставках русских художников и скульпторов, организованных Комитетом «Франция–СССР» (1945), Союзом советских патриотов (1945-1947), Медонском салоне (1948), «Русские художники парижской школы» (1961), «Снова русские» (1975). Провел персональные выставки в Париже (1964, 1972) и Риме (1965). Также персональные выставки художника прошли в галереях Амстердама, Женевы, Берлина и других городах.
Художник за все годы своего творчества выработал свою собственную оригинальную манеру и стиль, он вошел в круг выдающихся мастеров изобразительного искусства XX века. Работы мастера всегда отличались точностью композиции, которая тонко гармонировала с найденным колористическим решением. И в живописи, и в графике, и в сценографии М. Андреенко-Нечитайло был утонченным мастером формы: работал неторопливо, внимательно, придирчиво над каждым произведением. Так же неторопливо и внимательно присматривался к людям, Парижу, миру.
Умер Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло 12 ноября 1982 года в Париже и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Работы художника находятся в Музее современного искусства в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Австрийской национальной библиотеке в Вене и Национальном музее им. А. Шептицкого во Львове, в частных собраниях.