Bacon Francis (Фрэнсис Бэкон)
Фрэнсис Бэкон (1909–1992) — выдающийся британский художник без профессионального образования, бунтарь XX века, «человек, который рисует эти ужасные картины», как назвала его Маргарет Тэтчер, самородок, мастер фигуративной живописи, атеист, ставший иконой творческой элиты послевоенного мира. Гений, чьи работы сражают наповал, вводя в остолбенение от ужаса, — уроженец Ирландии, которую вынужден был неоднократно покидать и возвращаться вместе с семьей из-за военных волнений, которые впоследствии окажут влияние на его творчество. Скитания и кровавая действительность воспроизведутся в художественном повествовании автора посредством отражения расплывчатости и непостоянности в сюжетах картин.
Покидая отчий дом и пребывая в постоянных попытках найти мир, Бэкон не единожды сменит место жительства. Эмоциональные потрясения усилятся во время Второй мировой войны, когда Бэкон, не призванный в регулярную армию из-за хронической астмы, добровольно понесет службу в частях гражданской обороны и покинет ее в 1942 году по причине обострения хронического заболевания. Болью от увиденного в военные годы и мятежом души художник навеки пропитает свои работы. В 1944 году он сотворит свою первую знаменитую картину «Три этюда фигур у подножия Распятия», которая отразит увиденные им человеческие страдания во время пребывания в гражданской обороне.
Отныне действительность, в понимании автора, — не что иное, как беззащитность хрупкого человека в потоке жизни. Его полотна — гимн отчаяния искореженной войной плоти. Однако сломленные и подавленные тела его героев не лишены жизни, наоборот, они обретают ее после деформации: пропитанные кровью, против воли природы расчлененные автором, они наделяются жизнью после распятия. Душа выходит наружу, разрывая телесные рамки, она обретает неприкаянность, которая является формой движения — жизнью. Необъяснимое влечение автора к лишению физической целостности, отдавая предпочтение выходу духовного содержимого в радикальных мерах облачения — исключительная черта творчества Фрэнсиса Бэкона. Натурщиками автора были фотографии, которые он мял, рвал, царапал и иным образом терзал в поисках нужной формы. Он не писал с живых людей, насилию подвергались лишь снимки, фрагменты которых художник переносил на полотна своих работ. Уже подвергшаяся «пыткам» телесность могла неоднократно изменить свой облик в процессе написания автором, который отдавал случаю главенствующую роль в формировании образов. Оттого нередко задуманные ранее сюжеты меняли свою содержательность в момент творческого деяния.
Отец и мать были выходцами из знатных семей. Благородное начало и мундир отставного военного Эдварда Мортимера Бэкона не позволили ему спустить слабости сына, проявляющиеся в женоподобных манерах. Последней каплей стала сцена 1926 года, во время которой Бэкон-младший, переодетый в нижнее белье своей матери, любовался собой перед зеркалом, в момент чего был замечен отцом. Случай повлиял на жизнь юноши, изгнанного из дома и осевшего в Лондоне. Единственной поддержкой от семьи, на которую он мог рассчитывать, стало еженедельное пособие в размере 3 фунтов стерлингов из трастового фонда матери Кристины Уинифред Ферт. Оторванный от дома и оставшись наедине с собой в чужом городе, Бэкон промышлял заработками от тайных встреч с мужчинами старше его и мелким воровством содержимого карманов своих спутников. Позднее период своей юности он опишет так: «Не могу сказать, что в молодости я был, что называется, нравственным человеком». Раскрепощенный художник весной 1927 года вступит в половую связь с Уинни Харкорт-Смитом, заводчиком скаковых лошадей, с которым его отправил отец в Берлин в надежде, что опекун повлияет на Фрэнсиса, воспитает в нем мужественность. Это путешествие укрепит гомосексуальную ориентацию Бэкона.
Берлин 1927 года сформирует не только сексуальность Бэкона, но и пробудит в нем творческое начало. Именно здесь он откроет для себя фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и Фрица Ланга «Метрополис», которые окажут на него сильное впечатление. После просмотра картин его вниманию подвергнутся другие произведения искусства. Благодаря вошедшей в жизнь культурной программе, Бэкон в 1928 году по прибытии в Париж посетит выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга, после чего решит заняться живописью. С этого момента начинается его творческий путь и жизнь на две столицы — город огней и город дождей и туманов.
Художник неоднократно покинет Лондон, найдя утешение в Париже, который променяет, вернувшись обратно. Его непостоянство, проявляющееся в частых путешествиях, кроется в беспокойстве души. Еще в юности отвергнутый отцом, не признавшим гомосексуальность сына, испытавший ужасы войны, он долго не сможет найти умиротворение. Его работы — отражение личных переживаний через призму описанных на полотнах страданий. Бэкон иллюстрирует борьбу внешнего и внутреннего миров, столкновение которых неизбежно. Чрезмерная откровенность автора, проявляющаяся в прожжённых болью сюжетах, нередко подвергалась критике. Его работы из-за сложности трактовки почерка по причине излишней ожесточенности в феврале 1934 года на персональной экспозиции будут негативно отмечены рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему откажут кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Это коренным образом повлияло на творчество автора, забросившего на несколько лет живопись. Бэкон уничтожил львиную долю работ, а оставшиеся «в живых» ранние творения автора были строго запрещены им же для публичной демонстрации.
В переломный момент творчества по пути в Париж в руках Фрэнсиса Бэкона оказывается подержанная книга по анатомическим заболеваниям полости рта, содержащая высококачественные раскрашенные вручную изображения как открытых ртов, так и внутренних частей полости рта. Иллюстрации книги преследовали художника всю оставшуюся жизнь, став фундаментом его творческого направления. Начинается эра изображения автором бензинового отлива скрученных тел, искореженных агрессивным влиянием окружающей реальности; орущих ртов, выдавливающих из разрывающейся плоти беззвучные крики, наполненные болью. Плоть на картинах автора наделена лишь двумя функциями, усиливающими ее уязвимость, — дико страдать и жутко кричать о страдании. В его работах фигуры находятся в условном пространстве, которое служит ненавязчивым фоном, усиливающим муки истерзанных, еще больше сдавливая их в рамках полотна. Насилие автор исполняет как отдельную форму прекрасного. Он убежден в том, что даже изуродованное состояние — это красиво, так как плоть, пребывая в трансформации, не лишена жизни, а открывает новые формы возможного. С этого момента художник обречён на успех, который придет к нему в конце 40-х.
Фрэнсису Бэкону могла позавидовать любая женщина: художник стал полноправным участником светской тусовки, его окружали влиятельные и перспективные мужчины, с некоторыми из которых его связывали не столько рабочие, сколько интимные отношения. Близкими друзьями гения стали Люциан Фрейд, Джон Дикин, Дэниел Фарсон, Том Бейкер, Джеффри Бернард, Патрик Уайт, Грэм Сазерленд, Дэвид Сильвестр, Рои Де Местре, Джон Минтон, Фрэнк Ауэрбах и многие другие члены творческой богемы тех лет. Мужчинами, отношения с которыми отразились в работах художника и внесли свою лепту в формирование его творческого направления, стали покровитель Эрик Холл, Питер Лейси и Джордж Дайер — любовники гения. На многих полотнах автора запечатлены слияния разорванных тел, обладателями которых нередко становились сам Бэкон и его мужчина. Смерть последнего любовника оставила неизгладимый след в памяти художника: в течение двух лет он написал несколько портретов Дайера на холсте и три высоко ценимых «Черных триптиха», описывающих моменты непосредственно до и после самоубийства Джорджа, превысившего дозировку барбитуратов. Фрэнсис Бэкон, переживший эмоциональный и физический срыв, пристрастился к алкоголю, но в 1974 году, познакомившись с Джоном Эдвардсом, барменом местного клуба в Сохо, найдет в себе силы. Их связь прервется на смерти самого художника в 1992 году. 28 апреля по приезде в Мадрид жизнь гения оборвется в результате сердечного приступа. В память о себе Фрэнсис Бэкон оставит другу чувственные воспоминания и всё своё имущество, оцененное в те годы в 11 миллионов фунтов стерлингов.
При жизни художника его картины подвергались жестокой критике, но всегда были и остаются обсуждаемыми. В августе 1930 года его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». О творчестве и самой личности Бэкона шептались на многочисленных влиятельных выставках. В апреле 1933 года на выставке в Мейор Гэллери, на которой его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером; в 1937 году на выставке, проведённой Холлом и де Мейстром; осенью и зимой 1949 года в галерее Ганновер в Лондоне, где прошла его первая крупная персональная выставка; в октябре 1953 года в нью-йоркской галерее Дурлахер — его первая выставка в США; в 1954 году на Венецианской биеннале; в 1957 году в Лондоне, где выставлялись работы по мотивам картин Ван Гога, после которой Галерея изобразительных искусств Мальборо предложила художнику контракт, согласно которому галерея оплатила все его долги, а также взяла на себя обязательство договариваться о выставках; в мае 1962 года на персональной выставке в Галерее Тейт; в октябре 1971 года на ретроспективной экспозиции в Гран-Пале, где выставлялось 108 картин, в том числе 11 триптихов, получившие высокие оценки критиков и зрителей. В том же году Бэкон возглавил список выдающихся художников современности, составленный французским журналом «Connaissance des Arts». К 1989 году Бэкон был самым дорогим британским художником после того, как один из его триптихов был продан на Sotheby’s более чем за 6 миллионов долларов.
На сегодняшний день работы Фрэнсиса Бэкона пользуются высоким спросом среди коллекционеров и богатейших людей мира: в 2007 году актриса Софи Лорен передала «Этюд для второго портрета» (1956) из имущества своего покойного мужа Карло Понти на аукцион Christie’s. Картина ушла с молотка за рекордную на тот момент цену в 14,2 миллиона фунтов стерлингов (27,5 миллионов долларов). Также в 2007 году семья шейха Катара приобрела «Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне» за 53 миллиона долларов, а в следующем году «Триптих, 1976» был куплен на аукционе Sotheby’s Романом Абрамовичем за 86,3 миллионов. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142,4 миллиона долларов. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 миллионов долларов. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Christie’s за 80,8 миллионов долларов.
Творчество Фрэнсиса Бэкона подвластно времени только с точки зрения роста цен на работы художника. Его картины приобретаются не только взыскательными ценителями элитарного творчества, но и прагматичной публикой, хранимой в частных собраниях жемчужину британской культуры, не имеющей ценового порога.