Buffet Bernard (Бернар Бюффе)
Годы жизни (1928 – 1999)
Бернар Бюффе — французский художник, родился 10 июля 1928 года в Париже, был широко признан публикой, коллекционерами и критиками за свои меланхоличные, хмурые работы, передающие атмосферу, царившую во Франции после Второй Мировой Войны.
Для послевоенной Франции Бюффе стал художественным феноменом. Его мрачные изображения страданий отражали трудное время.
Юность художника прошла в окупированном нацистами городе, остро чувствующем дефицит самого необходимого. Был членом анти-абстрактной художественной группы “L’Homme temoin”.
Как продолжатель преемственности французской живописи был наравне с Пикассо, с самого начала своего творчества после войны.
В 1950-е годы Бернар Бюффе был в пятерке самых известных деятелей искусства Франции наряду с Ив Сен-Лораном и Франсуазой Саган.
Его работы собирали Хичкок, Кристиан Диор и Софи Лорен.
Бюффе многократно выставлялся за рубежом: в Нью-Йорке, Чикаго, Монреале, Ванкувере, Токио, Осаке, Сеуле, Йоханнесбурге, Лондоне, Амстердаме, Брюсселе, Берлине, Варшаве, Базеле, Касселе, Цюрихе, Женеве, Риме, Венеции, Милане, Мадриде и Тайвани.
В 1991 году выставки Бюффе проходили в Пушкинском музее в Москве и Санкт-Петербургском Эрмитаже. Иногда, после поездок, художник представлял на своих выставках тематические серии, созданные под впечатлением от посещения той или иной страны.
Бюффе создал иллюстрации к книгам Лотреамона, Жана Жиона, Жана Кокто, Сирано де Бержерака, Шарля Бодлера, Франсуазы Саган, Луизы Ди Вильморен, Артюра Рембо, Поля Верлена, Данте Алигьери, Аннабель Бюффе. Создавал декорации для театра, оперы балета.
Для его работ характерно графичное, упрощённое изображение предметов, обведённых чёрным контуром. Чёткий, лаконичный рисунок, колючие линии, угловатые объекты, его персонажи либо лишены эмоций, либо эмоции экспрессивны и гротескно преувеличены. Художник практически сразу, минуя долгие поиски, пришёл к уникальному самобытному стилю, в котором соединились модернизм и салонное искусство. Творчество Бюффе было близко к неореалистическим тенденциям, но чаще всего его называли ведущим представителем мизерабилизма, для которого характерно настроение неудовлетворённости и разочарования.
Во многих его работах можно видеть тусклые, меланхоличные, почти монохромные портреты и автопортреты, потерянно-отчуждённые фигуры с удлинёнными пропорциями, скудные, лишённые уюта интерьеры, угловатые натюрморты на кухонном столе — всё это позволяло отразить настроения, царившие во Франции.
Фирменным знаком Бюффе стала “колючая”, как её окрестили искусствоведы, графика и крупная подпись.
Художник любил писать картины целыми сериями: “Страсти Христовы”, “Цирк”, “Парижские пейзажи”, “Жанна д’Арк”, “Пейзажи Нью Йорка”, “Птицы”, “Французская революция” и многие другие. Одних автопортретов с 1946 по 1993 год Бюффе написал около пятидесяти. Бернар Бюффе за свою творческую карьеру создал более 8000 картин.
С 1939 по 1943 год Бюффе учился в Лицее Карно. Недоучившись, бросил лицей и поступил на вечерние курсы Школы Рисунка. В декабре этого же года, в возрасте 15 лет, поступил в Высшую национальную Школу Изящных Искусств, где проучился два года (1943-1945). Параллельно Бюффе работал в мастерской своего преподавателя, профессора школы, живописца Эжена Нарбонна. Среди его однокурсников были Морис Буатель и Луи Виллермо.
Профессиональный взлёт художника был стремительным, уже к 20-ти годам он стал настоящей “звездой” в Париже. Его успех начался с работы “Двое обнаженных в комнате”- тогда художнику было всего 19 лет, и о нем скоро заговорили как о главном сопернике Пикассо. В 1946 году, в Салоне “Des Moins de Trente Ans”, в Галерее Изящных Искусств Бюффе дебютировал с автопортретом. В 1947 году художник выставил картину “Опирающийся человек” в Салоне Независимых, а в декабре этого же года провел свою первую персональную выставку в парижском книжном магазине “Art Impressions”. На этой выставке картину “Натюрморт с курицей” приобрел для своей коллекции Парижский Национальный Музей Современного Искусства. В апреле 1948 года картина Бюффе “Пьяница” экспонировалась на “Выставке молодых живописцев” в галерее “Drouant-David” в Париже. Картина развивает популярный сюжет и продолжает традиции французских живописцев. Работа осталась без награды, но известный коллекционер современного искусства доктор Жирарден так расхваливал талант молодого Бюффе, что хозяин галереи Давид Эммануэль обратил внимание на молодого художника. Спустя несколько дней после закрытия выставки, мсье Эммануэль лично пришел к художнику домой и предложил заключить эксклюзивный выгодный контракт с его галереей. Впоследствии, в рамках этого контракта, Бюффе стал сотрудничать с арт-дилером Морисом Гарнье. В июне 1948 года Бюффе был удостоен премии критиков в парижской галерее “Saint-Placide”, где в июле прошла очередная персональная выставка художника, а осенью он дебютировал на Осеннем Салоне. Уже в 1949 году журналист, искусствовед, фотограф, писатель и художественный критик Пьер Дескарк опубликовал монографию о художнике.
Один из поклонников Бюффе предоставил ему под мастерскую дом в западном пригороде Парижа — Гарше, а в качестве арендной платы художник каждые три месяца дарил хозяину свою картину. В 1950 Бернар Бюффе стал одним из членов-учредителей Салона Молодых Художников, организованного его другом Дескарком.
В 1955 году Бюффе возглавил список десяти лучших послевоенных художников по мнению журнала “Знатоки искусства” и был удостоен первой премии журнала. Тогда же познакомился и сдружился с Жоржем Сименоном, работая над эскизами декораций и костюмов к балетному спектаклю “Дом” по пьесе Сименона для балета Ролана Пети.
В 1956 году Бюффе приобрел дом на берегу реки Ль’Арк в Шато Ль’Арк, недалеко от города Экс-ан-Прованс. Этот дом оставался главной резиденции художника до 1964 года.
В 1958 году 30-летний художник провел большую ретроспективу своих работ в известной галерее Шарпантье, аннотацию в каталоге выставки написал Пьер Берже.
Бюффе создал много портретов жены, а в 1961 году устроил выставку под названием “Тридцать портретов Аннабель Швоб”.
Помимо этого, в 1961 году Бюффе написал серию картин, посвященных жизни Христа, предназначавшуюся для украшения часовни в Шато Ль’Арк. Спустя десять лет, по просьбе секретаря Папы Павла VI, художник передал эти картины в музей Ватикана, где они являются частью постоянной экспозици
С 1964 года художник часто переводил мотивы своих картин в скульптурные композиции, обращался к гравюре.
В мае 1971 года художника удостоили звания Кавалера ордена Почетного Легиона. В марте 1974 года он был избран академиком Академии изящных искусств, а спустя еще девять лет получил титул “Рыцарь искусств и литературы”.
В 1970-е годы неожиданный всплеск интереса к работам художника возник в Японии. А в 1973 году в городке Суругадаира был открыт музей Бернара Бюффе.
В 1978 году по просьбе французского почтового департамента художник разработал эскиз марки. По этому поводу Почтовый Музей Парижа устроил большую ретроспективную выставку Бюффе.