Cocteau Jean (Жан Кокто)
Жан Кокто по праву считается одной из самых знаковых фигур французской культуры ХХ- го века. Его талант и творческий поиск охватил все виды искусства – музыку, кинематограф, драматургию, поэзию, изобразительное искусство. Часто Жана Кокто сравнивают с Оскаром Уальдом за его эксцентричное поведение и гедонизм. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания – гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. При этом он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Жан Кокто родился 5 июля 1889 года в предместье Парижа, в респектабельной семье адвоката. Воспитанием Жана занимался дед, так как отец покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было девять лет. В доме деда устраивались любительские концерты, была коллекция живописи и музыкальных инструментов. Жан получил блестящее образование в одном из лучших лицеев Парижа.
Уже с1910 года Жан Кокто входит в богемные круги Парижа. Вначале он заявляет о себе как поэт, написав поэтический сборник «Стихи» в манере дадаизма, затем выходит в свет его сюрреалистическая поэма «Опера». Как художнику, ему был интересен стиль «кубизм». Круг общения, повлиявший на формирование этой выдающейся творческой личности, включал самых ярких и одаренных людей того времени- Андре Жид, Пабло Пикассо ,Сергей Дягилев, Марсель Пруст др. Писатель и театральный деятель пригласили Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театра. В 1913 году Жан знакомится с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет он посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак». Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан, в 1917 году, представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики. Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя. В это же время он начинает писать прозу – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», где описываются ужасы Первой мировой войны. темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви». Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки. Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Жан Кокто вместе с Эриком Сати и известным критиком Анри Колле был идеологом создания знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
Как художнику ему была интересна графика. Кокто искал новый художественный язык, провозглашая возвращение от кубизма к натуре, но уже на других, чем прежде, началах. Целью искусства, по его мнению, должно быть изображение не «видимого», а «мыслимого», а классическая ясность форм воплощает не столько силу разума, сколько интуитивное и подсознательное начала творчества и не поддающиеся рациональному анализу загадки бытия.
В посвящении Пикассо, включенном в вышедший в начале 20-х годов альбом рисунков Кокто, последний писал: «Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом». Рисование являлось для французского художника подобием письма; на бумагу переносилось не увиденное с натуры, а пережитое и осмысленное. Этот рожденный в душе образ, отделяясь от создателя, обретал плоть с помощью контурной линии. Все творчество Кокто — поиски «истинной линии» (которая в переносном смысле слова являлась его целью и в литературе), передающей суть вещей. В самой этой сути для Кокто заключался элемент иррационального, отсюда сходство его извилистых контуров с лабиринтом.
Особенно успешно Кокто работал в жанре графического портрета. К его изображениям П.Пикассо, И.Стравинского, Э.Сати, Ф.Пуленка, Ж.Орика, С.Дягилева, В.Нижинского, Л.Бакста, Р.Радиге и других деятелей французской и европейской культуры, с которыми Кокто находился в тесных творческих контактах, подходят слова, сказанные им по поводу собственных литературных зарисовок тех же персонажей: «Я ограничиваюсь несколькими штрихами, чтобы очертить силуэт, ухватить повадку, пришпилить, как бабочку, живьем, как это получилось у меня с профилем Жоржа Орика, которому я придал сходство одной точкой, обозначившей глаз». В своих портретах Кокто достигает большего, чем внешнее сходство, и передает то, что нельзя передать фотографией, — единство физического и духовного «я» портретируемого. Изобразительный язык уподобляется при этом поэтическому, в нем широко используются гиперболы, метафоры, гротескное заострение, служащие не для создания карикатур, а для усиления выразительности образов и воплощения творческой энергии и неповторимой индивидуальности модели.