Delaunay Sonia (Соня Делонэ)

Родилась 14 ноября 1885  Сара Штерн( девичье имя) в Одессе, Российская империя. О детских годах художницы известно совсем мало,  девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Тогда же имя и фамилию сменили. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе. Именно в поездках во Францию, Италию, Германию Соня поняла, что больше всего ей нравится рисовать. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об  Эдуарде Мане и поступила в Академию Ла Палетт.

Впрочем, больший толк, по мнению художницы, ей принесли регулярны визиты в парижские музеи.

В ранних работах Сони заметно влияние Гогена, Ван Гога,  Руссо Яркость красок художница явно позаимствовала у «диких» фовистов Матисса и Дерева.

В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Брак был по расчету. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Обоих хватил ненадолго, и через два года Соня развелась с Уде и вышла замуж за начинающего абстракциониста  Роберт Делоне, уже будучи беременной от него. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. Кстати, с Робером ее познакомил сам Уде, который на всю жизнь сохранил с парой Делоне хорошие отношения и с удовольствием организовывал их выставки.Второй брак оказался длиною в жизнь. Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, что в корне неверно. К моменту встречи с Робером Соня уже написала  “Филомену”, “Спящую девушку”  “Ню в желтом цвете”.

в 1912-1913 годах «породили»  своё детище – симультанизм. Этимология термина восходит к латинскому simul – вместе, одновременно. Искусствоведческие словари нам сообщают, что это «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете.

Симультанизм представляет собой своеобразную трактовку  кубизма. Соня Делоне вместе со своим мужем рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как  “орфизм”, проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.

Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё  с одеяла для ее маленького сына в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами.

В Испании, куда супруги Делоне уехали в Первую мировую войну, Соня рисовала эскизы костюмов и декораций  к балету”Клеопатра”для антрепризы Дягилева. В Мадриде не без покровительства Дягилева открылся первый собственный Дом моды Сони Делоне Casa Sonia, а по возвращении в Париж в 1921 году – парижский Delaunay. Соня проектировала модели одежды и придумывала рисунки для тканей создавала макеты  игральных придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.Важным событием в жизни Сони Делоне стала парижская Выставка декоративных искусств 1925 года. Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и автомобилями. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал L’Art vivant. А всемирно известный Vogue поместил на обойку ее оптическое платье. Намного позже, в январском номере за 1966 год выйдет интервью с художницей, в котором она, вспоминая прошлое, скажет: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной».

Делоне и ранее не оставалась незамеченной, но настоящая слава пришла после выставки. Театры и киностудии мечтали заполучить ее костюмы, Сорбонна пригласила художницу читать лекции по истории искусств.

Фильтры