Dufy Raoul (Рауль Дюфи)
Рауль Дюфи родился в 1877-м году во французском городе Гавр в многодетной семье, где отец играл на органе в церкви. Поэтому Рауль, его братья и сёстры росли в атмосфере искусства, большое внимание уделялось музыке. Бедность вынудила Рауля рано искать работу. В 14 лет он оставил колледж святого Иосифа и, как старший ребёнок, устроился в компании, которая занималась импортом бразильского кофе.
Работа не отбила у Рауля желание стать художником. Напротив, через год он начал посещать вечерние курсы муниципальной художественной школы. Там он сблизился с Отоном Фриезом. Начинающие художники вскладчину снимали комнату и устроили там же мастерскую. Они писали пейзажи Гавра, чаще всего – порт. 1898-й год в жизни Рауля Дюфи был обозначен службой в армии. По возвращению в Гавр он продолжил упорно трудиться, за что муниципалитет города наградил его стипендией для обучения в Париже.
При жизни картины Рауля Дюфи продавались плохо. Он зарабатывал на жизнь иллюстрированием литературы («Бестиарий» Гийома Апполинера), созданием ксилографии и разработкой узоров для тканей. В частности, в 1911-м году по заказу парижского модельера Поля Пуаре Дюфи занялся оформлением грандиозного маскарада «Тысяча вторая ночь» в роскошном особняке 18 века. Именно Поль Пуаре распознал в Дюфи блестящего декоратора, который тонко чувствовал цвет и понимал композицию. На заработанные деньги художник открыл мастерскую на Монмартре и всецело отдался экспериментам для знаменитого кутюрье. В этот момент его заметила лионская фирма Бьянкини- Ферье и зачислила Дюфи в штат рисовальщиков, где он трудился упорно и самозабвенно. Первая мировая война поспособствовала прекращению данной работы, однако вернула Рауля к живописи. Дюфи отказался от предложенной ему части доходов компании. «Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и делать её по вкусу торговца», – заявил он. Хотя живописные работы мастера фактически не пользовались популярностью у публики.
Рауль Дюфи пробовал себя в различных техниках – книжная графика, гобелен, мебель, керамика, фарфор, декорации и костюмы для театра, декоративно-монументальная живопись. И во все эти техниках тонко звучали характерные цветочно-лиственные мотивы художника. К 1920-му году у Рауля Дюфи наконец сформировался собственный художественный стиль, появилась реакция публики. Теперь работы художника представляли собой колористическую основу, на которую он наносил тонкие линии, создающие формы. В 1923-м году в Брюсселе в галерее Центавр с большим успехом прошла вторая персональная выставка Рауля Дюфи.
В 1926-м году Дюфи получит звание кавалера Ордена Почётного легиона. Персональные выставки художника проходили в Брюсселе, Цюрихе, Праге и даже в Нью-Йорке. В 1937-м год Рауль Дюфи получил заказ для создания гигантского декоративного панно для павильона электричества ко Всемирной выставке. Площадь панно была 600 квадратных метров и состояло оно из 250 фанерных панелей 1,2 х 2 метра. Общая ширина панно – 60 метров, высота – 10 метров. Над его созданием Дюфи работал 4 месяца вместе со своими братьями. Это панно изображает историю электричества и портреты сотни знаменитых учёных. После выставки Дюфи не согласился продать панно по частям. Сегодня оно хранится в Музее современного искусства в Париже, где экспонируется лишь его часть. Создание панно было своего рода кульминацией творчества Рауля Дюфи.
Начиная с конца 30-х, его работоспособность резко снизилась из-за прогрессирующего полиартрита. Большие полотна художнику уже не под силу, он активно занимался графикой и станковой живописью. В конце 40-х-начале 50-х Дюфи проходил курсы лечения в Испании и США. Чувствуя приближение смерти, художник торопился закончить уже начатые полотна. Некоторые из них были показаны на Венецианском биеннале в 1952-м году, где Рауль Дюфи получил Гран-при и передал его молодым художникам. 23 марта 1953-го года Рауля Дюфи умер в деревне Форкалькье в Провансе. Художник похоронен в Ницце. Спустя три месяца после его смерти Национальный музей современного искусства в Париже организовал крупную ретроспективу творчества Рауля Дюфи.