Erni Hans (Ханс Эрни)

Ханс Эрни родился в Люцерне 21 февраля 1909 года в семье машиниста парохода. Начальное образование получил в школе и готовился быть землемером, однако отверг это намерение, чтобы стать чертёжником на строительном предприятии.
В 1927—1928 годах обучался в училище декоративно-прикладных искусств Люцерна. В 1928—1929 годах жил в Париже, где некоторое время учился в академии Жюлиана, а затем уехал в Берлин, где учился в Государственном училище свободных и прикладных искусств. Германия стояла на пороге нацизма, поэтому он покинул Берлин, где столкнулся с непонятными ему политическими проблемами, далёкими от искусства.
Эрни вернулся в Люцерн и часто приезжал в Париж, где вовлёкся в водоворот творческой жизни. Он изучал произведения старых мастеров и учился на работах современных художников, не похожих на предшественников XVI—XVIII веков.
Эрни начал участвовать в выставках с 1933 года. Большое влияние на художника оказало творчество ПикассоЖоржа Брака, произведения абстракционистов, позднее сюрреалистов. Имело свои последствия и увлечение Хансом чертежами, машинами и механизмами вообще. Эрни пробовал включать в свои произведения технические схемы, геометрические фигуры и т. д. Это было время экспериментов и поисков своего стиля («Техническая функция», 1936, «Эмансипация», 1938). Эксперименты с формами и красками станут присущими творчеству художника на всю жизнь.
К этому периоду относятся и попытки росписи стен («Художник-творец», 1933, стенопись в спортивном клубе г. Люцерн).
На молодого Эрни оказали своё влияние произведения Сальвадора Дали и Ива Танги. Но Эрни и в сюрреалистических произведениях не отказался от значимых и даже философских тем («Пятиугольник» 1939, «Лист из дневника урбаниста» 1941). В «Листе урбаниста» он написал свой автопортрет, похожий на анатомический рисунок, и рядом с ботанической точностью изобразил растение.
Эрни был на войне водителем и художником камуфляжа, однако не забросил творчество. Разочарованность в человеческом обществе привела его к пейзажам. Он рисовал суровые, величественные Альпы, но без людей и следов их пребывания здесь. На картинах этого периода преобладает пустынность.
К этому периоду относятся плакаты Эрни, иллюстрации к книгам. В 1945 году он получил заказ на стенопись павильона машин Базельской промышленной выставки (темпера на стене). Среди книжных иллюстраций выделяются работы для сборника Ч. Каневашини «Человеческий труд на протяжении веков» (1943).
Во Франции Жан Люрса (1892—1966) возобновил производство гобеленов. Свои картоны к гобеленам создал и Ханс Эрни. Он расширил тематику гобеленов и добавил как новые темы, так и новые средства выразительности образов. Картон «Нить Ариадны (Лабиринт Минотавра)» на сюжет древнегреческого мифа стал достижением Эрни в этой области искусства. Он также пробовал свои силы и в производстве художественной керамики.
Эрни создавал эскизы почтовых марок («250 лет Княжеству Лихтенштейн», 1969 г., «Зимние Олимпийские игры 1972 Саппоро», «Летние Олимпийские игры 1972 Мюнхен»), почтовые штемпели для ООН и Швейцарии с портретами деятелей искусства или наук, среди которых Альберт ЭйнштейнПауль КлееТомас МаннГерман ГессеЛе КорбюзьеРайнер Мария Рильке и другие.
Ханс Эрни также известен как мастер цветной литографии. Он создал целые циклы работ, объединенные темами «человек и творчество», «человек и животные», «человеческая любовь», «красота женщины», «молодость», «животные».
Технику цветной литографии Ханс Эрни использовал и для иллюстрации книг («Рисовальщик», обложка к монографии Чарльза Рознера «Графические произведения Ханса Эрни», 1957).
Эрни не оставлял экспериментов и в технике чёрно-белой литографии. Его лист на древнегреческую тему «Вакх на винограднике» (белая краска на чёрном фоне, 1955) стал всемирно известным произведением. Этот рисунок создан белым на чёрном, тогда как в традиционной гравюре или офорте — рисунок, изображение создают чёрные или темные линии.

Фильтры