Goncharova Natalya (Наталья Гончарова)

Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962)

Родилась в Тульской губернии, принадлежала к дворянскому роду, имела родство со своей тезкой Натальей Николаевной Гончаровой, супругой известного русского поэта А. С. Пушкина, и   приходилась ей двоюродной правнучкой.

В 1891 году семья переехала в Москву, где Наталья поступила в Четвертую женскую гимназию и окончила ее с серебряной медалью. После девушка брала медицинские и исторические курсы, но через какое-то время забросила их, отдав предпочтение искусству.

В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение в класс Павла Трубецкого. Там же она познакомилась с художником Михаилом Ларионовым, со своим верным другом и будущим супругом. Они поступили в один год: Гончарова училась на скульптора, а Ларионов — на живописца. Именно он заявил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Девушка прислушалась к молодому человеку, она начала создавать импрессионистские полотна, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения мысли и чувств, заполнив всю комнату множеством рисунков. Получается, под влиянием М. Ларионова она нашла своё призвание художника и перешла на курс живописи к Константину Коровину.

Затем Гончарова увлеклась фовизмом. Она начала писать в примитивной манере, а также использовать крестьянские мотивы и иконописные приемы в своих работах, которые в дальнейшем представила на выставках Московского товарищества художников, Осеннем салоне в Париже и в салонах журнала «Золотое руно». Наталья оформляла скульптурные фризы некоторых московских особняков, разрабатывала дизайн обоев.

В 1909 году Гончарова создала эскизы декораций и костюмов для театральной постановки «Свадьбы Зобеиды» в частной студии Константина Крахта. Обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества художница так и не окончила, она больше не захотела учиться и перестала платить за обучение, её отчислили.

В марте 1910 года в литературно-художественном кружке Общества свободной эстетики состоялась первая персональная выставка Н.С. Гончаровой, на её полотнах были изображены обнаженные женщины. Газета «Голос Москвы» опубликовала анонимный отзыв, в котором назвала картины порнографическими. В те времена было неслыханно, чтобы обнаженную натуру изображала женщина. Гончарову арестовали за распространение «явно соблазнительных картин». Однако заключение продлилось недолго: художницу оправдали на следующий же день, так как официально эта выставка считалась закрытым событием.

В 1910 году Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков и Аристарх Лентулов основали футуристическое объединение «Бубновый валет». В него вошли художники, которые отрицали академические и реалистические традиции в живописи. Но вскоре произошел раскол, тогда Гончарова и Ларионов покинули объединение и вместе с другими художниками Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем создали новое — «Ослиный хвост».

В 1912 году открылась одноименная выставка, на которой Гончарова представила четырехчастный цикл «Евангелисты», изобразив святых не по канонам, соединив христианство и язычество. Из-за этого выставку со скандалом закрыли. В этом же году художница начала иллюстрировать произведения поэтов-футуристов.

В 1913 году Наталья Гончарова готовила свою крупную выставку в «Художественном салоне» на Большой Дмитровке. Художница и ее близкие друзья, в том числе Михаил Ларионов и Давид Бурлюк, всячески «разогревали» публику в преддверии открытия экспозиции: они раскрашивали лица «лучистым рисунком» —  грим изобрели Гончарова и Ларионов: желтыми, зелеными, красными и синими красками они рисовали круги на щеках и сеть лучей по всему лицу, и в таком виде прогуливались по Кузнецкому Мосту в сопровождении журналистов. Выставка открылась в этом же году осенью, на которой были представлены более 750 произведений, созданных за 13 лет. Зрителей поразило количество картин и стилей: импрессионисткие пейзажи, примитивистские картины на религиозные и крестьянские темы, полотна в стилях кубизм, футуризм и лучизм. Эта выставка стала крупнейшей персональной экспозицией XX века и принесла Гончаровой ошеломительный успех. Три работы художницы закупили в коллекцию Третьяковской галереи. А известный российский модельер Надежда Ламанова попросила ее разработать дизайн для своих платьев.

В 1915 году Сергей Дягилев, по совету Александра Бенуа, решает предложить Наталье Гончаровой оформить балет «Золотой петушок» для его театральной антрепризы и отправляет художнице 50 телеграмм с предложениями о сотрудничестве, но на все получает отказ. И в 51 телеграмме он решает написать, что приглашает их с Ларионовым вдвоем, только тогда Наталья соглашается приехать в Париж. И вместе они создают декорации, лично их расписывая.

После премьеры в парижском театре Гранд-Опера «Золотой петушок» стал событием, а гончаровские декорации открыли новую главу в декоративном искусстве: костюмы вызвали восторг зрителей, а узоры начали повторять в своих нарядах парижские модницы. Уже через месяц в галерее Поля Гийома открылась выставка картин Гончаровой и Ларионова, благодаря которой художница становится известна и на Западе.

В апреле 1915 года прошла последняя прижизненная выставка Гончаровой в России.

Затем она с Ларионовым стали постоянными художниками Русских сезонов Дягилева, присоединились к антрепризе в швейцарском городе Уфу. Вместе они гастролировали по Европе. Особенно художницу впечатлила Испания, мотивы этой страны стали основными в ее творчестве на следующие 10 лет. Она оформила балеты «Садко» и «Полуночное солнце» на музыку Николая Римского-Корсакова, а также «Свадебку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского.

В начале 1920-х годов Гончарова выставлялась в парижских галереях «Осенний салон» и «Салон независимых». Наталья Сергеевна иллюстрировала книги, преподавала, оформляла парижские балы и создавала эскизы нарядов для модных домов Шанель и «Мырбор», эскизы созданных ею нарядов публиковали журналы Vanity Fair и Vogue.

Наталья Гончарова говорила: «Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались». Ларионов очень гордился ее успехами и куда серьезнее к ним относился, чем к собственным. Официально художники поженились только в 1955 году: чтобы в случае смерти одного из них работы остались в семье.

В 1961 году Наталья Гончарова тяжело заболела и перестала выходить из квартиры. Скончалась она 17 октября 1962 года в Париже. Похоронили художницу на кладбище в Иври-сюр-Сен. После её смерти парижский Музей современного искусства организовал в честь неё ретроспективную выставку.

В 2008 году натюрморт Натальи Гончаровой на лондонских торгах аукциона Christie’s ушёл за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой русской художницей — рекорд не побит и по сей день.

В 2019 году была представлена экспозиция, затрагивающая практически все новаторские направления, в которых работала художница — футуристический боди-арт и монументальную религиозную живопись, авангардный кинематограф и книжную графику, оформление спектаклей и работы для модных домов Москвы и Парижа.

Наталья Сергеевна Гончарова — первая амазонка русского авангарда, жена и соратница М.Ф. Ларионова, представительница лучизма, была многогранной художницей, повлиявшей на главные течения в искусстве ХХ века. Она не ограничивала себя в источниках вдохновения, стилях работы и направлениях: импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм, картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых.

Более 160 работ Натальи Гончаровой представлены в Третьяковской галерее и Русском музее, а также в частных коллекциях.