Indiana Robert (Роберт Индиана)

Роберт Индиана (1928 – 2018) — выдающийся художник американского искусства 1960-х годов, сыгравший огромную роль в становлении ассамбляжного искусства, живописи жестких контуров и поп-арта.

Родился 13 сентября в Нью-Касле, штат Индиана, его усыновили в младенчестве, назвав Робертом Кларком. Вскоре его родители развелись, на то время Роберту было 9 лет. Его мать стала работать официанткой в закусочной, именно эта работа оказала большое влияние на творческую карьеру будущего художника. Вместе с матерью они часто переезжали: к 17-ти годам юный Роберт побывал более, чем в двадцати местах по всему штату Индиана.

Художественный талант был замечен учителем, когда мальчик был в первом классе, именно благодаря ему Роберт решил стать художником. Интересно, что учитель сохранил юное творчество своего ученика, и спустя 40 лет, Роберт Индиана посетил своего учителя, который указал ему верный путь по жизни, и подписал свои рисунки уже как успешный художник.

Роберт переехал в Индианаполис и в 1942 году поступил в среднюю техническую школу Арсенала, которая славилась своей учебной программой в сфере искусства. Он окончил школу в 1946 году и три года служил в военно-воздушных силах США. После, в 1949 году, молодой человек продолжил учёбу в Чикагском художественном институте, в школе живописи и скульптуры Скоухегана, штат Мэн, и Эдинбургском колледже искусств в Шотландии. В 1954 году художник получил степень бакалавра искусств. В этом же году он переехал в Нью-Йорк.

В 1956 году Роберт работал в магазине художественных принадлежностей, именно в этот магазин как-то зашёл Эллсворт Келли, и художники познакомились. По настоянию Кэлли Роберт переехал в район Слип Коэнтис в нижнем Манхэттене и присоединился к сообществу художников: Эсворт Келли, Агнес Мартин, Джеймс Розенквист и Джек Юнгерман.

На творчество молодого художника оказала влияние окружающая среда: он вдохновляется деревьями в близлежащем парке Жаннетт — его ранние картины включают серию жестких двойных листьев гинкго, он также использовал форму гинкго в своей девятнадцатифутовой фреске 1958 года — эта фреска собрана из 44 листов бумаги, которые были найдены у него на чердаке. По завершению этой работы художник проникнулся пониманием американской идентичности через популярную культуру и в честь названия родного штата Индиана взял его как свой псевдоним.

Роберт Индиана, как и другие его коллеги, на заброшенных складах искал материалы для своих творений: металл, колёса, дерево. Ранние свои скульптуры он создал из старых деревянных балок, ржавых колес и других «остатков», находящихся на заброшенных предприятиях в Сентес-Слип.

В 1960-х годах художник создал висячие работы, большинство из них были отдельно стоящими сооружениями, которые Индиана назвал в честь скульптур, служивших пограничными знаками на перекрестках в Древней Греции и Риме. Открытие латунных трафаретов XIX века привело к включению ярких цифр и коротких эмоционально заряженных слов в эти скульптуры, а также на холсты, именно это стало основой его нового живописного искусства.

Индиана быстро стал одним из самых креативных художников своего поколения и был представлен на влиятельных выставках Нью-Йорка: «Новые медиа – новые формы» в галерее Марты Джексон (1960), «Искусство сборки» в Музее современного искусства (1961) и «Международная выставка новых реалистов» в галерее Сидни Дженис (1962).

Роберт был лидером поп-движения, он отличался от коллег, затрагивая важные социальные и политические вопросы, включая глубокие исторические и литературные ссылки в свои произведения.

Первая персональная выставка мастера прошла в 1962 году в галерее Элеонор Уорд.

Спустя два года художник появился в фильме Энди Уорхола «Eat», который длился 45 минут, там Индиана ел гриб.

В 1964 году создал двадцатифутовую вывеску из мигающих огней для павильона штата Нью-Йорк на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Помимо того, что Индиана является художником и скульптором, он создал значительное количество гравюр, а также множество других произведений графического искусства, включая плакат к открытию Государственного театра Нью-Йорка в Линкольн-центре (1964) и плакат к открытию выставки Художественного музея Хиршхорна (1974).

В 1966 году в галерее Шмела в Дюссельдорфе, Германия, прошла первая европейская персональная выставка Роберта Индианы.

В этом же году на выставке в галерее «Конюшня» Индиана выставил свои первые работы «любви», на которых было изображено само слово. «Моя цель состоит в том, чтобы любовь охватила весь мир», – говорил сам Роберт. Это был успех: слово произвело сильное впечатление во времена национальных и международных волнений, охватив весь мир, было источником вдохновения для Джона Леннона. Работы были поворотным моментом в карьере Индианы. Это чувство – любовь — центральная тема его творчеств, так как имела большое духовное значение для художника: в юности он посещал церковь и вдохновился надписью в церквях христианской науки. Изначально художник экспериментировал с композицией из сложенных букв, а потом превратил этот изобретательный дизайн в различные цветовые вариации.

Художник разработал декорации и костюмы для оперы «Мать всех нас» Вирджила Томпсона и Гертруды Стайн в 1967 году в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе.

В 1978 году Роберт Индиана переехал на отдаленный остров Виналхейвен в штате Мэн в викторианское здание «Звезда надежды». Там он работал над сюитой из восемнадцати крупномасштабных картин, вдохновлённый работами немецкого офицера Марсдена Хартли, который жил на Винальхейвене летом 1938 года. Художник жил в уединении, но по-прежнему писал в свойственной ему манере.

Индиана создал серию картин о мире, вдохновлённый вторжением Америки в Ирак в 2003 году. В 2008 году художник выразил поддержку президентской кампании Барака Обамы, представив одну из своих художественных работ в графическом стиле.

В 2013 году прошла его первая крупная выставка в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, которая олицетворяла важность Индианы как художника.

Роберта Индианы не стало 19 мая 2018 года. Он скончался в своём доме за несколько недель до открытия его ретроспективы скульптур в художественной галерее Олбрайт-Нокс.

Работы художника были представлены на многочисленных персональных и групповых выставках по всему миру. На данный момент произведения искусства Роберта Индианы находятся в постоянных коллекциях Музея современного искусства, Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств, Музея и Сада скульптур Хиршхорна, Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало, Нью-Йорк, Музея современного искусства Сан-Франциско, Коллекции Менила в Хьюстоне, Художественного музея Карриер в Манчестере, Нью-Гэмпшир, Музея Людвига в Кельне, Германия, Музея Ван Аббем в Эйндховене, Нидерланды, МУМОК (Музей современного искусства имени Людвига Вена) в Вене, Австрия, Художественного музея Онтарио в Торонто и Музея Израиля в Иерусалиме.

Фильтры