Loewy Raymond (Раймонд Лоуи)
Раймонд Лоуи работал и творил на благо промышленного дизайна. Дизайнер жил в Америке, где создавал проекты для таких именитых заказчиков, как Lucky Strike, Coca-Cola, NASA. Прошло уже 120 лет со дня его рождения, а его имя по-прежнему не утихает в профессиональных кругах.
Родился Раймонд Лоуи в семье журналиста в Австрии в 1893 году. Будучи 15-летним мальчиком он создает модель самолета Ayrel и в 1908 году его творение удостоено кубка Гордона Беннета. Раймонд получает патент на свое творение и проводит испытания своего самолета. 4 года он проводит изучая тонкости роботы инженера, а потом попадает на службу во французскую армию. В армии он получает ранение, в связи с чем, власти дают ему орден за военные заслуги.
Лоуи переезжает в Штаты в 1919 году. Первые свои годы в США он зарабатывает деньги оформлением витрин больших универмагов Нью-Йорка и созданием иллюстраций для Harper’s Bazaar, а также Vogue. Это и повлияло на то, что Raymond Loewy and Associates – компания, которую основал дизайнер – также занималась дизайном, который заказывали магазины и торговые центры.
Дизайнер начал свой путь в промышленном дизайне в 1929 году. Компания, которая производила копировальные машины, заказала Лоуи модернизацию внешнего вида их ротатора. Лоуи справился с заданием за три дня. Тогда дизайнер впервые использует прием, сделавший его знаменитостью: почти все созданные им объекты были простыми и обтекаемыми.
1930 ознаменовался для Лоуи еще и созданием его дизайн-бюро, которое в 1944 году он назвал Raymond and Loewy Associates. В 50-х годах это было одно из передовых и масштабных дизайнерских бюро Америки. Фотография Лоуи в 1949 году на обложке Time указывает на его бесспорный успех. Позже дизайнер создает еще две компании: в Лондоне и в Париже. А это, в свою очередь, позволило ему принимать и выполнять крупные заказы по всему миру. Так, в 1975 году французская авиакомпания Air France заказала ему разработку интерьер «Конкордов».
С 1930 года молодой дизайнер начинает сотрудничать с автомобильными компаниями. Но важным этапам его профессионального становления в этот период было его сотрудничество с Pennsylvania Railroad (железнодорожная компания). Также в рамках этой работы Раймондом Лоуи занимался дизайном локомотивов для компании Pennsylvania Railroad. Самые известные из которых это экспериментальный локомотив PRR S1, и созданный позже на его базе уже серийный PRR T1.Раймонд Лоуи (1893 – 1986).
Разработка пассажирского локомотива PRR S1 была начата в 1937 году. Лоуи занимался внешним видом состава, технической частью занимались инженеры из нескольких крупных специализированных фирм (Pennsylvania Railroad, Baldwin Locomotive Works, Lima Locomotive Works, American Locomotive Company). Длинный, обтекаемый сигарообразный корпус локомотива с закрытыми стальными панелями механизмами и стремительным силуэтом был не похож на все локомотивы производимые раньше. Американское сообщество дизайнеров высоко оценило работу Раймонда Лоуи, присудив ему в 1938 году награду «American Design Award». В январе 1939 года локомотив был построен в единственном экземпляре и с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Позже он работал на пассажирских линиях и использовался в рекламных целях до 1945 года.
Первый серийный пассажирский локомотив PRR T1 был построен в 1942 году, всего было построено 52 таких состава. От своего прототипа, PRR S1, локомотив PRR T1 унаследовал стремительный силуэт и обтекаемый корпус, хотя внешний вид его и был изменен.
Также Лоуи разрабатывал локомотивы для других компаний, таких как Baldwin Locomotive Works, Fairbanks-Morse.
Из работ Раймонда Лоуи 1940х годов с точки зрения подхода и решения задач коммерческого дизайна интересен его дизайн для пачки сигарет Лаки Страйк. Когда пришел заказ на эту работу в 1942 году, то Лоуи изучил все возможные аспекты дальнейшего развития нового дизайна для пачки сигарет. Однако он не стал делать радикально новый дизайн, отметив консервативность курильщиков в выборе сигарет. Он просто увеличил логотип на пачке и нанес его с двух сторон, тогда как на других сигаретах логотип наносился только на одну сторону. Путем такого не значительного изменения дизайна спрос на эти сигареты вырос. Позже уже у всех табачных компаний стало общепринятым наносить логотип на обе стороны пачки.
С автомобилями Р.Лоуи познакомился рано – еще в Париже водил и обслуживал семейный Renault. Первый автомобильный кузов разработал в 1928 году, а в 1930 г. получил на него официальный патент и право считаться профессиональным дизайнером автомобилей. Он разрабатывал проекты для Cadillac, Ostin, Jaguar, Ford, Lanciaи десятков других фирм.
Своими лучшими работами в автомобильном дизайне Р.Лоуи считал проекты для фирмы Studebaker. С 1936 года он был консультантом компании, а в 1939 году вместе с автомобильным дизайнером Вирджилом Экснером начал создавать машины для Studebaker. Кроме того, Лоуи придумал новый логотип для компании. Студия Р.Лоуи в Чикаго одно время была официальным дизайн-центром фирмы. Сотрудничество со Studebaker продолжалось на протяжении нескольких десятилетий: в 1951 году Лоуи разработал дизайн автомобиля Starlight — эта модель была названа журналами Car and Driver и Moto Trend одной из лучших машин 50-х.
Кроме того, в 1963 году Studebaker выпустил модель Avanti, которая была придумана командой дизайнеров во главе с Лоуи. Разработка Avanti началась в 1961 г. с намерением создать концепт-кар, проектирование, производство и испытания которого должны были прояснить перспективы развития массовых легковых автомобилей. Сам Р.Лоуи видел Avanti не столько «живым» автомобилем, сколько «генетическим кодом», сгустком перспективных идей и решений, которые можно развивать до бесконечности. Автомобиль показали публике на автосалоне в Нью-Йорке в 1962 г., где он стал предметом широких обсуждений специалистов, и его много лет возили с выставки на выставку (сам Р.Лоуи высоко ценил демонстрацию Avanti в Лувре, в Париже). В 1975 г. автомобиль вошел в экспозицию особо престижного Музея современного искусства Смитсоновского института в Вашингтоне и занял место рядом с моделью FordT и еще несколькими автомобилями, которые оказали определяющее влияние на развитие американского автомобилестроения. На конвейер Avanti не попал по причине, которую пресса Америки деликатно определила так: фирма Studebakerвышла из автомобильного бизнеса. Последние эскизы на тему Avanti, исполненные рукой Р.Лоуи, относятся к 1978 г.
Когда заканчивается война, Лоуи уже работает на множество компаний. Компания Лоуи долго сотрудничала с Coca-Cola. Он создает новый фирменный холодильник для хранения колы, а позже разрабатывает и внешний вид грузовиков для этой компании. Самая известная его разработка – это дизайн стеклянной бутылки Coca-Cola, которую дизайнер предложил в 1955 году. Но уже в 1960 году он придумывает форму для банки этого напитка.
С 1967 по 1973 года дизайнер сотрудничает с NASA и создает интерьер «Скайлэб» (американская орбитальная станция). Он консультирует разработчиков станции и помогает им создать удобную станцию для людей, которые длительное время находятся в невесомости. Именно благодаря Лоуи и его идее иллюминаторов, космонавты смогли видеть Землю. Также он создает симулятор гравитационного поля. Дизайнер был уверен, что проект NASA – это одна из главных побед его жизни.
Творчество Лоуи — пример соединения художественного и инженерного конструирования. Лоуи отличает безупречная графика, тонкое чувство материала, легкость единой стилистической проработки деталей, любовь к округлениям, обводам, чистым, открытым цветам. Он разработал собственные принципы рационального стайлинга, тесно связав его с коммерческой рекламой. Лоуи считал, что только авторитетный и преуспевающий дизайнер может привлечь внимание публики и рынка сбыта к проектируемому изделию, сделать его коммерчески выгодным. Сам Лоуи добился известности, сравнимой с известностью кинозвезды. Объясняя особенности современного дизайна, Лоуи подчеркивал, что в нем неразрывно соединены труд художника, инженера, экономиста, специалиста по потреблению. В дизайне особенно важно учитывать психологию потребления, поскольку изделия могут быть хорошо спроектированы, тщательно изготовлены, иметь вполне разумную цену — и не продаваться. Спрос возникает лишь тогда, когда покупатели убеждены в том, что эти изделия им действительно нужны.
Лоуи ввел в профессиональный обиход понятие MAYA в переводе оно расшифровывается как максимально новое, но приемлемое для покупателя, которым он измерял успех истинного дизайна. По его мнению, дизайнер — современный общественный деятель особого типа, цель деятельности которого — замечать плохое, устранять его и улучшенную вещь продавать. Предложенное Лоуи решение копировальной машины в обтекаемых формах стримлайна имело большой успех, и американские дизайнеры, последовав его примеру, начали проектировать товары домашнего обихода, используя стиль обтекаемых форм. Теория обтекаемой формы, основанная на применении округлых, плавно заканчивающихся форм, часто имеющих каплевидный характер, возникла и получила распространение в начале XX столетия в транспортных технологиях: кораблестроении, воздушном транспорте, автомобилестроении. Такая обтекаемая форма способствовала улучшению гидро — и аэродинамичности транспортных средств, особенно в условиях высоких скоростей. Однако, к 30-м гг. обтекаемые формы стали использоваться дизайнерами в декоративных целях — для придания бытовым вещам особой динамичности и современности внешнего вида, отвечающим представлениям обывателей о новом XX веке, веке новой динамики и скоростей. Таким образом, формировалась мода на обтекаемую форму во всех областях потребления. Созданная мода на обтекаемые формы помогла производителям повысить конкурентоспособность своих товаров, а ежегодное обновление внешнего вида изделий помогло увеличить эстетический срок службы продукции, а также объемы продаж. Зародившийся стиль отражал всеобщее стремление к прогрессу. Новый стиль времен Большой депрессии быстро распространился на все — точилки для карандашей, домашние вентиляторы, фасады магазинов, бензозаправочные колонки. По словам дизайнера Раймонда Лоуи, этот стиль, устраняя все лишнее, символизирует простоту и отвечает подсознательному стремлению человека к гармонии и упорядоченности. В 1934 году обтекаемая форма холодильника СоМзрог для фирмы Зеагз стала первым примером бытовой техники в США, отмеченным за его внешний вид, а не за эксплуатационные качества.