Masson Andre (Андре Массон)

Андре Массон вырос в Бельгии, он начал изучать изобразительное искусство в возрасте одиннадцати лет в Академии изящных искусств в Брюсселе под руководством Константа Монтальда. В 1912 году, закончив Академию, Массон переехал в Париж и продолжил обучение в Школе изящных искусств.
    В начале Первой мировой войны Массон добровольцем пошел на фронт, в апреле 1917 года был тяжело ранен. В результате он провел около двух лет в госпитале. В 1920 году Массон заключил контракт с владельцем галереи и полностью окунулся в живопись. Наблюдая за работами художника можно заметить, насколько быстро меняются стиль и техника исполния произведений. В работах начала 1920-х гг. отчетливо прослеживается влияние кубизма (в частности, художника Андре Дерена).  
    В Париже Массон знакомится с кругом молодых художников и писателей. Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн стали одними из первых покупателей работ художника (в 1922 году Э. Хемингуэй приобрел картину «Бросок игральных костей», на которой Массон изобразил своих приятелей-художников (один из них —  Хоан Миро). В 1924 году, после первой персональной выставки, массон знакомится с Андре Бретоном и вступает в круг сюрреалистов. В 1926 году Андре Массон совместно с Хоаном Миро начинают экспериментировать с «автоматическим» рисованием: рисунок наносили на холст клеем, на который, затем, насыпали цветной песок. Примером таких работ является картина «Борьба рыб».
    В 1927 году Массон увлекся скульптурой. В конце 1920-х гг. творчество Массона начало менять свое направление в сторону биоморфических абстракций. Это стало основанием разлада с Андре Бретоном. Теперь в произведениях Массона преобладают темы насилия и эротики. В 1937 г. Андре Массон снова обращается к сюрреализму, пишет серию работ в этом направлении и принимает участие в Международной выставке Сюрреализма в Париже, открывшейся в январе 1938 г.
    «Градива» — произведение, созданное Массоном, по мотивам очерка Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена». Сюрреалисты восприняли Градиву как идеальную женщину, способную примирить созидание и разрушение, жизнь и смерть, реалистическое и сюрреалистическое. 
    Массону были интересны наблюдения, исследования и выводы Гёте в области теории цвета, который утверждал, что ощущение цвета передается мозгу на чувственном, психологическом уровне, что противоречило ньютоновской оптике. В 1941 году Массон переехал в США, где он оказал сильное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Сам художник, в то время, увлекся китайским искусством. Его работы этого периода можно увидеть в музеях Нью-Йорка, Бостона, Массачусетса.
    В 1945 году Массон возвращается в париж, где пишет, в основном, импрессионистические местные пейзажи. В 1951 году Андре Массон приезжает в Венецию и создает серию цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952 г.). Середина 1950-х считается «азиатским» периодом в творчестве художника. Его увлечение философией дзен-буддизма находит отражение в работах художника. В те же годы Массона привлекал импрессионизм, в особенности творчество Тёрнера и Клода Моне.
    В 1954 году Массон становится лауреатом национальной художественной премии. В 1964 году художник выполняет роспись плафона парижского театра Одеон по заказу Министерства культуры Франции. В 1987 году проходит выставка рисунков Массона в галерее Хейвуд, в Лондоне. Художник лично присутствовал на ней.
   Андре Массону посвящен также фильм «Андре Массон и четыре стихии» режиссера Жана Гремийона, фильм был снят в 1958 г.

Фильтры