Matisse Henri (Анри Матисс)

Анри Матисс (1869-1954) — один из самых знаменитых художников ХХ-го века.
Анри́ Эмиль Бенуа Мати́сс родился на севере Франции в небольшом городке Ле-Като-Камбрези в семье преуспевающего торговца зерном. В детстве ничто не предвещало, что маленький Анри станет великим художником. Он закончил среднюю школу, лицей, а затем поехал в Париж учиться в Школу юридических наук для того, чтобы потом вернуться на родину и помогать вести отцу торговлю. Так и произошло, но вмешался случай. Когда в 1889 году Анри заболел, то для того, чтобы убить время, он попробовал копировать цветные открытки. И рисование настолько увлекло молодого человека, что через короткое время он бросил свою должность юриста и вернулся в Париж, где поступил в студию Жюлиана чтобы учиться живописи. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. Уже в 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая, написанная в 1894 году. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств. После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Здесь Анри познакомился с Андре Дереном, Жаном Пюи, Жюлем Фландреном и Морисом де Вламинком. Многие годы эти художники влияли на творчество друг друга, вырабатывая новый художественный язык. В раннем творческом периоде Матисс был увлечен идеями импрессионизма и пуантилизма, начиная с 1905 года после летнего пленэра с Андре Дерреном и Морисом Вламинком Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизм. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм. Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами. После выставки в начале 1906 года в галерее Берней-Жён, 20 марта 1906 года в Салоне Независимых художник представил свою новую картину «Радость жизни», в сюжете которой сочетались мотивы пасторали и вакханалии. Реакция критиков и академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Среди критиков оказался и Поль Синьяк, вице-президент «независимых». Постимпрессионисты отошли от Матисса. Однако, Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней важный образ современности. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества, и взаимного уважения.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание, или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии — воздух, огонь и землю. Перед отправкой в Россию панно были выставлены в Париже.
В связи с установкой картин Анри Матисс по приглашению Щукина в 1911 году лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Отвечая на вопросы журналистов, которые интересовались его впечатлениями о стране, он сказал:
«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многого от русского искусства, потому что чувствую: в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души».
На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения. В 1920 году по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Песнь соловья» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Позднее, в 1937 году, им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.
В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почётного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти. В послевоенные годы Матисс старался подвести некоторые итоги своей творческой жизни.  Он был уже нездоров и много времени проводил в инвалидном кресле.
В 1941 году Матисс перенёс тяжёлую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). 1946–1948 годах краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Последняя работа Матисса (1954) — витраж церкви, построенной Рокфеллером в 1921 году, в штате Нью-Йорк. Union Church of Pocantico Hills, New York. Остальные девять витражей расписаны Марком Шагалом.