Soulages Pierre (Пьер Сулаж)

Пьер Сулаж — французский художник-абстракционист, гравёр и скульптор. Мастер черного цвета, на картинах которого тьма обретает свет посредством уникальной техники. Автор Outrenoir (сверхчерный), преданный цвету, в котором творил более 70 лет. Именно его в 2014 году президент Франции Франсуа Олланд назвал «величайшим живым художником в мире».

Гений черного цвета родился 24 декабря 1919 года в Родезе, Авейрон. Ребенком, в возрасте пяти лет, он потерял отца, воспитывался матерью Аглаэ Зои Жюли Сулаж и старшей сестрой Антуанеттой. В многочисленных интервью автор картин total black не раз обмолвится о своем детстве и назовет любимых мать и сестру «двумя скорбящими женщинами».

Еще во много раз упомянутом им детстве мальчик решит стать художником. В одном из многочисленных интервью он вспоминает свои первые попытки создания черных картин: «Когда я был еще ребенком, я любил рисовать зимние деревья без листьев — меня поражал контраст между светлым небом и рисунком ветвей. Мне уже тогда казалось, что эти формы очень богаты. И еще мне рассказывали, что, когда я был маленьким, меня застали, когда я опустил кисточку в чернила, и спросили, что я делаю, а я гордо ответил, что рисую снежный пейзаж. Все смеялись тогда: чернила ведь черные. Сегодня я сказал бы, что пытаюсь чернилами сделать бумагу белее. И понимаю, что в детстве уже был абстрактным художником, но не знал об этом». Любопытный мальчишка с детства интересовался старинными камнями и разглядывал винтажные материалы. Он подолгу проводил время в столярных, литейных и кожевенных мастерских, питал слабость к романскому искусству, наскальным рисункам, керамике и статуям.

В 1938 году Пьер Сулаж перебрался в Париж для поступления в Ecole des Beaux-Arts (Высшая национальная школа изящных искусств). Окрыленный мечтой стать художником, принятый во влиятельное учебное заведение, юноша быстро разочаровался в традиционном стиле преподавания. Сулаж, не питавший любви к теоретической части познания, стремился к практике. Юный художник прогуливал занятия в школе, во время которых посещал Лувр и выставки Клода Моне, Поля Сезанна и Пабло Пикассо, творчество которых вдохновляло начинающего гения. Побыв немного в столице, юноша возвращается в родной город на юге Франции.

В начале Второй мировой войны, в 1940 году, Пьер Сулаж был мобилизован на службу, но спустя год его демобилизовали. После этого осел в Монпелье, зачислен в местную школу изящных искусств. Пытаясь избежать дальнейших неприятностей в оккупированном нацистами Монпелье, он присвоил себе фальшивые документы, чтобы уклониться от вызова на принудительную службу, не желая работать на нацистскую Германию. Сулаж трудился на виноградниках, занимался виноделием. К творчеству мастер черного цвета вернется после 1945 года.

В 1946 году художник возвращается к живописи, а также работает над созданием декораций. Он творит в пригороде Парижа, где навсегда осел со своей супругой Колетт Ллауренс. В работах послевоенных лет автор использует древесный уголь и ореховую шелуху. Его работы выполнены в стиле абстракции, но свою причастность к сообществу абстракционистов он полностью отвергает, говоря о разности восприятия создания творчества: «В XX веке это, конечно, Малевич, Родченко, Мондриан, Делоне. Но между мной и ими большая разница. Эти художники сразу стали строить теории и как бы оказались их заложниками. И чтобы освободиться от этих теорий, им иногда приходилось совсем меняться. Я же не хочу теоретизировать, теория не может предшествовать произведению, каждое произведение — это эксперимент». Первая выставка художника состоялась в Салоне независимых в 1947 году.

Пьер Сулаж выполнял свои работы не только на холсте, но и на других материалах, среди которых были бумага, стекло, медь и бронза. Он настоящий экспериментатор в лице консерватора, который, однажды выбрав черный цвет, остался верен ему и непреклонен перед многообразием цветовой палитры.

С 1950-х годов стал постоянным участником групповых, а затем и личных экспозиций в Нью-Йорке, Лондоне, Копенгагене, Рио-де-Жанейро. Работы художника выставлялись на Венецианской биеннале в 1954 году и в Нью-Йорке в том же году, получив признание в Соединенных Штатах; в 1949 году – в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке; в 1950 году Лео Кастелли организовал выставку в Сидни Дженис; в 1954 году выставлялся в Samuel Kootz. Работы Пьера Сулажа были включены в две крупные выставки европейских художников: в 1953 году в Younger European Painters в Музее Соломона Р. Гуггенхайма и в 1955 году в The New Decade: 22 европейских художника и скульптора в Музее современного искусства в Нью-Йорке. С 1960 года представлены его первые ретроспективные выставки в музеях Ганновера, Эссена, Цюриха, Гааги. В 1979 году художник стал иностранным почетным членом.

1979 год считается окончательным становлением творческого направления художника. Он был верен абстракции, но отныне она обрамлялась исключительно в черный, который стал главенствующим цветом и визитной карточкой Пьера Сулажа.

Работы художника – серенада черному цвету, который стал лейтмотивом зрелого творчества автора. С середины 1970-х годов Сулаж применяет свою уникальную технику outrenoir. С помощью сверхчерного цвета художник дает возможность зрителю погрузиться в произведение за счет своей цветовой запредельности, выходящей за рамки и без того больших форматов работ. Совокупность размера холста и оттенков цвета формирует сюжетную линию, в которой главная роль отведена мазку, его фактуре, направлению и скорости движения. Игра мазка создается под влиянием перепадов плотности и цветонасыщенности, которые покорны исключительно руке гения, тонко чувствующего истинный потенциал черного.

С 1987 по 1994 год по государственному заказу Сулаж работал над 104 витражами церкви аббатства Сент-Фуа в Конке, Аверон. Пьер Сулаж с помощью стекольщика Жана-Доминика Флери и Института Сен-Гобена разработал специальное стекло. Этот материал изготовлен из агломеерированных стеклянных кристаллов, что позволяет лучше рассеивать свет независимо от уровня наружного освещения.

Пьер Сулаж был первым живым художником, приглашенным в Россию на персональные выставки — весной 2001-го года в Эрмитаж, осенью того же года в Третьяковскую галерею.

Весной 2014 года в Родезе, родном городе художника, открылся музей в его честь, который хранит в своей постоянной коллекции более 250 произведений автора: от самых ранних – монохромных – до его экспериментальных гравюр. Пьер Сулаж пожертвовал музею более полутысячи собственных картин, литографий, архивных фотографий — это самая большая коллекция работ художника в мире. На момент передачи первой части в 2005 году стоимость произведений оценивалась в €16,2 млн, в 2012-м году художник предоставил вторую часть активов еще на €7 млн.

В 2014 году гений черного представил четырнадцать последних работ на своей первой американской выставке за 10 лет в Доминике Леви и галерее Перротин, Нью-Йорк. Centre National d’Art Et de Culture Georges Pompidou к 90-летнему юбилею Пьера Сулажа провел масштабную ретроспективу, которую посетили 502 000 посетителей. Выставка стала четвертой по посещаемости экспозицией музея. В сентябре 2019 года прошла крупная выставка работ художника в галерее Леви Горви в Нью-Йорке. На 100-летний юбилей французского художника была организована ретроспектива в Лувре, специально для которой юбиляр создал три новых полотна, ставших последними его творениями. Пьер Сулаж стал третьим художником, удостоенным при жизни выставки в главном музее Франции. До него были Пабло Пикассо и Марк Шагал. 2 ноября 2022 года Пьер Сулаж получил национальную дань под председательством Эммануэля Макрона на площади Лувра в Париже.

За долгую жизнь Сулаж создал более 1700 произведений, из которых, по его признанию, 1200 работ исполнены в вариациях черного цвета: «Моя живопись ничего не представляет, не изображает. Я не люблю сравнивать разные виды искусства, но вот есть музыка со словами, а есть музыка как таковая. Моя живопись — это тоже просто ритм, просто цвет, просто пространство».

Однако даже total black не всегда безупречен, тем более, если его оценивает гений, который найдет к чему придраться. Если автор не был удовлетворен своей работой, он снимал ее со своего мольберта и откладывал в сторону. Когда склад в углу мастерской разрастался до неприглядной кучи, Пьер Сулаж относил непонравившиеся ему картины, чтобы предать их огню, радикально избавляясь от «недостатков».

Более 70 лет художник рисовал преимущественно в чёрном цвете, поэтому его часто называют «чёрным художником». С 1979 года он работал исключительно с вариациями черного, создав серию работ, которые, по его собственному определению, находятся «за пределами чёрного».

Пьер Сулаж скончался в университетской больнице Нима 25 октября 2022 года в возрасте 102 лет. Церемония прощания с гением прошла в Лувре, в Cour Carrée, в присутствии семьи художника и членов правительства. Сегодня работы Пьера Сулажа представлены в более чем 110 музеях на всех континентах мира.

Коллекции работ художника хранятся в Центре Жоржа Помпиду (Париж); Художественном музее Гонолулу; Монреальском музее изящных искусств; Музеях современного искусства (Париж, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро); Музее Сулейж (Родес); Национальной галерее искусств (Вашингтон); музее Гуггенхайма (Нью-Йорк); Галерее Тейт (Лондон).

«Когда смотрят на мои работы, видят свет, который излучают оттенки чёрного. Этот свет исходит из полотна, но только, когда на него смотрят, то есть вступают в некие отношения с произведением искусства…» – Пьер Сулаж.

Коллекционеры по всему миру действительно вступают в отношения с работами автора, в высокие отношения, как показывают результаты аукционов. Так 17 ноября 2021 года работа Peinture 190×130 см, 4 августа 1961 года, была продана за 20,2 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Не смотря на рекорд, стоимость картин художника не опускается ниже 6 миллионов евро. Автор, в работах которого черный начинает сиять, входит в десятку наиболее высокооплачиваемых творцов мира.

Работы Пьера Сулажа — ориентир как для коллекционеров-любителей, так и для владельцев престижных галерей.

 

Фильтры