Villon Jacques (Жак Вийон)

Годы жизни (1875 – 1963)
Жак Вийон родился в многодетной семье нотариуса. Получил первые уроки рисунка и гравюры у своего деда, художника Эмиля Николя. По окончании классической гимназии в Руане прибыл в 1894 в Париж, где готовил себя к карьере юриста, одновременно занимаясь в Школе изящных искусств в мастерской Кормона. В качестве псевдонима взял имя любимого поэта Франсуа Вийона. До 1910 занимался, главным образом, гравюрой, плакатом, иллюстрированием журналов, затем обратился к живописи.
Увлекшись начинаниями кубизма, в 1911 организовал вместе со своими братьями Марселем Дюшаном и Реймоном Дюшан-Вийоном группу “Пюто”, получившую свое название от парижского предместья, в котором проживали братья Дюшан. Занимаясь обсуждением открытий кубизма, их эстетического смысла и перспектив, участники группировки инициировали первые масштабные смотры этого направления — залы художников-кубистов на Салоне независимых (1911), Осеннем салоне (1912) и выставку “Золотое сечение” (1912). Вийон в своей теории и практике живописца интерпретировал кубизм как некое продолжение импрессионизма.
В его портретах наслаивающиеся цветные формы образуют подобие прозрачной призмы, в которой фигуры колеблются, разворачиваясь в разных ракурсах (Девочка за фортепьяно, 1912, Нью-Йорк, собрание Ачесон; Портрет мадемуазель И. Д., 1913, Лос-Анджелес, Окружной художественный музей). В натюрморте Обеденный стол (1912, Вашингтон, Нац. галерея) эффект импрессионистических вибраций достигается движением петляющих линий — бегущих по контуру, проникающих внутрь предметов, передающих мерцания света в стеклянных сосудах и его отблесков в окружающей среде. Эта “живопись впечатлений” доходит до грани абстракции в картине Солдаты на марше (1913, Париж, Нац. музей современного искусства), где слабые модуляции светлой поверхности, рассеченной паутиной ломких линий, вызывают скорее звуковые, чем зрительные ассоциации — мерный топот ног и резонирующий звон оконного стекла.
По окончании Первой мировой войны, проведенной им на фронте, Вийон обращается к формам геометрической абстракции и в начале 1930-х присоединяется к группе “Абстракция-Творчество” (Путешествие, 1932—1933, частное собрание; Смех, 1936; Композиция, 1938, обе — Париж, Гор. музей современного искусства). Вскоре в его живописи снова появляются изобразительные элементы (Женщина в красном, 1937, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1940-х он обращается к пейзажам, портретам, сценам современной жизни. Одной из ведущих тем 1950-х становится тема верховых наездников. Фигуры, очерченные тонкими линиями, трактуются как прозрачные формы, плавающие в зонах отвлеченного цвета (Первоклассная наездница, 1951, Лион, Музей изящных искусств).
Большое место в творчестве Вийона занимает графика. Он работал в техниках резцовой гравюры, офорта, акватинты, искусно передавая штрихом световые вибрации, дыхание воздушной среды, тонкие психологические состояния (Бодлер на пьедестале, 1920; Ученый, 1933; Небесный шар, 1944). Лит.: Eluard P., Jean R. Villon ou l’Art glorieux. Paris, 1948; Ginestet C., Pouillon C. Jacques Villon — les estampes, les illustrations. Paris, 1979. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город Редактор Л. П. Анурова 2006

Фильтры