Тиражное искусство: миллионы долларов за копию?

Диптих Мэрилин

Приблизительно каждый пятый арт-объект, скупленный на аукционе в 2019 году, был тиражным. Для многих интересующихся искусством тиражные работы представляют собой один из самых доступных способов войти в мир художественного творчества. В более высоком ценовом диапазоне произведения, относящиеся к тиражному искусству, начинаются от $1 млн.

Термин “тиражный”: Отметка о Вторичности?

Термин “тиражный” может вызывать ассоциации с вторичностью, а “тиражное искусство” даже кажется некоторым противоречивым: некоторые считают, что настоящее художественное произведение может быть только уникальным. Возможно, это следствие долгого воздействия советских времен, где массовые “Витязи” и “Аленушки” украшали стены общежитий и квартир. Тем не менее, на арт-рынке тиражное искусство, также известное как multiple art, отнюдь не сводится к дешевой фабричной подделке.

Уникальность Тиражного Искусства

Его основное отличие заключается в том, что авторизация нескольких копий одного произведения зависит от самого художника, который принял такое решение на старте. Весь тираж создается одновременно, и все копии считаются равнозначными. В отличие от этого, репродукция скорее является случайным продуктом известности, она копирует уникальное произведение, но сама по себе не является автономным творением, а часто остается в тени оригинала.

Мир Тиражного Искусства

Диапазон Тиражных Произведений

Тиражное искусство охватывает как серийное производство с использованием единой матрицы (фотографии, определенные виды скульптуры и керамики), так и различные виды печатной графики: от ксилографии и литографии до гравюры и шелкографии. В аукционных каталогах всё это попадает под категорию “Prints & Multiples Art”.

Доступность и Привлекательность

Для многих тиражное искусство остается одним из самых доступных способов начать коллекционирование и познакомиться с творчеством известных мастеров. Иногда приобретение тиражного листа или объекта становится единственной возможностью заполучить произведение того или иного автора. Это особенно актуально для художников, чьи работы относятся к уличному искусству, таких как Бэнкси, или авторов перформансов и хеппенингов, например, Марина Абрамович.

История Тиражной Графики

Тиражная графика была известна человечеству еще со времен Возрождения, но стала настоящим видом искусства примерно во времена Дюрера, который создавал уникальные тиражные композиции, а не просто копии своих работ. Важным этапом стало распространение шелкографии в XX веке и изменение восприятия тиражных произведений в целом. Здесь заслуги Уорхола и его студии “Фабрика” неоспоримы: там производились настолько множественные вариации каждого изображения в различных цветовых решениях, что само понятие “оригинал” начало терять свой смысл.

Тенденции Рынка Тиражного Искусства

Сегментация Рынка

Рынок тиражного искусства можно разделить на несколько сегментов: высокий (с произведениями стоимостью от $1 млн), средний (с пяти- и шестизначными ценами) и доступный (с товарами, которые можно приобрести менее чем за $10 000–15 000). В верхнем сегменте преобладают оригинальные малотиражные работы, тогда как в нижнем чаще встречаются более поздние и массовые издания.

Примеры Сделок

Например, рекордсменом прошлого года стал один из трех экземпляров метровой скульптуры “Кролик” Джеффа Кунса ($91 млн), в то время как небольшие дубли его работ, тиражом в несколько тысяч, могут стоить до $10 000. Разумеется, речь идет о продукции, авторство которой авторизовано самим художником.

Особенности Тиражной Графики

Одной из особенностей тиражной графики является то, что если произведения входят в единый набор (портфолио), то полный комплект всегда ценится выше, чем общая стоимость листов из различных комплектов.

Портфолио “Мэрилин Монро (Мэрилин)”

Прекрасный образец творчества можно увидеть в работах Уорхола. Одно из выдающихся достижений, составленное из 10 листов и названное “Мэрилин Монро (Мэрилин)”, созданное в 1967 году, было издано в 250 экземплярах и стало одним из наиболее востребованных произведений художника. Если цена на отдельные листы варьируется от $30 000 до $50 000, то комплект полного набора в течение многих лет включается в списки самых дорогих тиражных предметов художника.

Высокая Ценность и Ликвидность

За последние три десятка лет портфолио было продано на аукционах по всему миру 30 раз, а максимальная цена в размере $3,85 млн была достигнута весной 2019 года. Объяснение довольно простое: коллекционеры не спешат избавляться от редкого и полного комплекта листов, что делает его привлекательным объектом для инвестирования. Например, 137-й экземпляр портфолио был продан в 2014 году за $1,8 млн и менее чем за год перепродан за $1,895 млн.

Факторы Ценности

Ценность и ликвидность предмета зависят от нескольких факторов. Это включает наличие подписи (будь то рукописная или гравированная), номер и тираж, год создания, а также дополнительные отметки и печати. Для печатных работ важен также тип бумаги (например, Шагал часто выпускал различные серии на разных видах бумаги).

Роль Подписи и Номерации

Наибольшую ценность имеют предметы с подписью автора от руки. В некоторых случаях подписи может и не быть, зато есть сертификат, выданный автором или фондом, имеющим право на аутентификацию произведений художника. Вещи без подписи обычно стоят дешевле, но и риск попасть на подделку значительно выше.

Значение Номера в Тираже

Важен также номер предмета в тираже, который обычно указан на полях листа или в сопроводительных документах. Стоит отметить, что популярное утверждение о том, что чем меньше номер листа в тираже, тем выше его стоимость, не всегда верно.

В случае с тиражами, созданными в прошлом веке, важно, какими цифрами пронумерован экземпляр: римскими или арабскими. Например, выдающиеся произведения тиражного искусства XX века, такие как работы Шагаля, Дали и Пикассо, часто выпускались на другом типе бумаги или в другом оформлении, а эта часть тиража (по заказу, в подарок или просто как более сложная версия) нумеровалась римскими цифрами.

Артефакты и их маркировка. Состояние и ценность

Помимо чисел и подписей, существуют и другие факторы, которые играют важную роль. Для массово изготавливаемых листов важным является год выпуска (время создания могло отличаться от момента печати: первое относится к году формирования платы или шаблона, используемого для печати, в то время как второе обычно указывает на год выпуска, учитываемый в издательских данных), а также тип бумаги (можно определить по водяным знакам). Символы, находящиеся на листе рядом с номером и подписью художника или даже заменяющие их, также имеют значение. И, конечно, состояние предмета важно. Это особенно актуально для произведений старых мастеров. Когда речь идет о скульптуре и керамике, ключевую роль играет клеймо изготовителя, указывающее на место производства. Некоторые популярные коллекции воспроизводились авторами или правообладателями многократно, и разные выпуски часто имеют разную цену на рынке. Есть еще один аспект керамики: если многие загрязнения можно легко удалить с поверхности массовых листов без видимых следов или ущерба, то в случае трещин, потертостей и сколов это не так. Например, на двух последних аукционах массовых произведений Пикассо в Sotheby’s в июне и ноябре были проданы две абсолютно одинаковые тарелки Picador (A.R. 160), но цена одной была в четыре раза выше другой: $4000 против $16 250. Материал, год выпуска, подписи и печати были идентичными, отличалось только состояние. В общем, массовая керамика Пикассо демонстрирует широкий спектр цен на рынке. В то время как ограниченные выпуски (меньше 10 экземпляров) объемных керамических изделий, таких как совы и женщины, редко продаются за суммы менее ста тысяч или даже миллионов долларов, плоская керамика — тарелки и блюда, выпускаемые в рамках так называемой серии Edition Picasso на фабрике «Мадура» тиражом в 500 и более экземпляров — доступна за несколько тысяч.

Динамика рынка массового искусства 

Несмотря на иногда встречающиеся миллионные продажи, массовое искусство до сих пор уступает по значимости оригинальному (не в плане подлинности, а в единственном экземпляре) живописи и графике. Однако специалисты считают, что сегмент массового искусства является одним из самых быстроразвивающихся на рынке искусства. Он, так сказать, является «промежуточным» сегментом, который поддерживается гигантами индустрии. Например, это включает в себя современное искусство, которое во многом зависит от популярности массовых техник. В прошлом году около половины всех проданных работ современного искусства стоили менее $1000, в то время как всего лишь 3% достигали цены выше $100 000. Большая часть проданных произведений — это то, что можно назвать «доступным» искусством: принты, фотографии, а также частично скульптура. Например, только в 2019 году аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips собрали более $108 млн на торгах по принтам и множественным изданиям и современным изданиям. Это без учета тысяч продаж в галереях и на аукционах по всему миру.

Расширение интереса и динамика аукционов

Интерес покупателей настолько велик, что Sotheby’s уже несколько лет подряд проводит специальные дневные и вечерние торги массовых произведений искусства, аналогичные аукционам импрессионистов и современного искусства. Кроме того, именно массовые произведения составляют значительную часть каталогов онлайн-торгов. На крупнейших площадках, таких как Invaluable, такие лоты (принты, постеры, фотографии, а также частично скульптура и керамика) обычно составляют более половины всех предметов, выставленных на