Annenkov Yuri (Юрий Анненков)
Анненков Юрий Павлович (1889 – 1974)
Юрий Павлович Анненков – русский и французский живописец, график, художник театра и кино, иллюстратор, дизайнер, литератор, историк искусства, критик, мемуарист. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры, среди которых Анна Ахматова, Максим Горький, Борис Пастернак, Льва Троцкого и других. Был также известен не только как прекрасный портретист и рисовальщик, но и как великолепный живописец русского авангарда ХХ века, автор замечательных пейзажей и натюрмортов.
Учился у Я. Ционглинского, затем в Париже у Ф. Валлотона и М. Дени. Испытал влияние кубизма и футуризма. В первые годы революции Юрий Анненков сотрудничал с большевиками, оформлял массовые театрализованные шествия. В 1924 эмигрировал во Францию. Работал как художник театра и кино, выступал в качестве критика. Юрий Анненков опубликовал несколько книг воспоминаний под литературным псевдонимом Борис Темирязев.
Юрий Анненков родился 11 июля 1889 года в семье народовольца Павла Анненкова, сосланного по делу об убийстве Александра II. Непосредственного участия в покушении он не принимал и был приговорен к каторжным работам, отбывал ссылку в Петропавловске-Камчатском, куда приехала к нему жена и где родился будущий художник. После помилования отца семья в 1894 году переехала в Петербург, и отец занял пост директора одного из крупных страховых обществ, что позволило ему купить имение в Куоккале.
В 1900 году Юрий Анненков поступил в 12-ю петербургскую казенную гимназию, откуда весной 1906 был исключен за участие в издании нелегального гимназического журнала. В 1907 Анненков познакомился с И.Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером. В 1908 он закончил частную гимназию С.А. С толбцова и поступил на юридический факультет Петербургского университета, параллельно занимаясь в студии С. М. Зейденберга. Год спустя пытался поступить в Академию художеств, но неудачно.
С 1909 занимался в частной мастерской профессора Академии художеств Я. Ф. Ционглинского и по его совету в мае 1911 поехал в Париж. Там Юрий посещал академии Жюлиана, де ля Гранд Шомьер, Ла Палет, студии Феликса Валлотона, Мориса Дени. Изучал графические техники и открыл для себя новейшие течения кубизма и футуризма. Общался с О.А. Цадкиным, Моисеем Кислингом, А.П. Архипенко, Амедео Модильяни, М.И. Васильевой, М.З. Шагалом, Ханой Орловой, Е.С. Кругликовой и другими художниками. Перед отъездом весной 1913 выставил свои ранние работы в Салоне Независимых.
Анненков с ранней юности страстно полюбил театр и по возвращении из Франции дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем сотрудничал в журналах «Театр и искусство», «Сатирикон», оформлял спектакли, создавал декорации и костюмы в театрах Санкт-Петербурга. В 1915–1916 он иллюстрировал брошюру Евреинова «Театр для себя», работая и в других театрах Петербурга и Москвы.
В 1916 начал работать над серией портретов современников, деятелей русской культуры А. А. Ахматовой, Е. И. Замятина, А. Н. Бенуа и многих других. Эта серия приобрела большую известность, как тип своего рода «эстетского» портрета.
В 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, создав из своих рисунков, по выражению самого Блока, «параллельный графический текст».
В 1920 году Анненков был избран профессором Академии художеств. Он создал галерею острохарактерных портретов писателей, художников, политических деятелей (А.А. Ахматовой, Ф.К. Сологуба, К.И. Чуковского, В.В. Маяковского, Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского). Эти портреты во многом составили славу художнику. Именно в этот период портретная живопись Анненкова достигает совершенства, открывая его как мастера, владеющего разной техникой и стилями.
В 1924 Анненков выехал в Италию на открытие Международной выставки в Венеции и на Родину не возвратился. С 1925 года поселился в Париже. Обосновавшись во Франции, Анненков не терял связей со своей исторической родиной и продолжал интенсивно заниматься живописью и иллюстрацией.
Сотрудничал с эмигрантскими театрами, оформлял драматические, оперные, балетные постановки и в эмигрантских антрепризах, и во французских театрах. Анненков оформил для французских театров более 60 драматических спектаклей, сотрудничая по-прежнему с режиссерами Комиссаржевским и Балиевым, а также с М.А. Чеховым, хореографами С. Лифарем, Дж. Баланчиным.
После 1934 года он много работал для кинематографа, выполнил декорации и костюмы более чем к 50 фильмам, среди которых «Майерлинг», «Тарас Бульба», «Вечное возвращение» и другие. В 1955-м был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…». Благодаря Анненкову в номенклатуре французской кинематографии появилась профессия «художник по костюмам».
В 1945 Анненкова избрали президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции (до 1955). Как художник-постановщик Анненков работал на телевидении Франции и Западной Германии. В последние годы жизни живописью занимался мало, на выставках почти не экспонировался.
Юрий Анненков скончался в Париже 12 июля 1974 года.