Kandinsky Wassily (Василий Кандинский)
Василий Кандинский (1866 – 1944)
Родился в Москве в знатной семье с богатыми культурными традициями. Семья много путешествовала, и за пять лет своей жизни вместе с семьёй будущий художник успел побывать во многих городах России и Европы. В 1871 году семья переезжает в Одессу. Вскоре после переезда родители развелись, а воспитанием мальчика занялась тетя — старшая сестра матери.
Василий посещал классическую гимназию, брал уроки игры на фортепиано и виолончели, учился рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки, которые изначально казались не сочетаемыми. В дальнейшем эта особенность станет основой развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.
Но родители таланта сына не рассмотрели. В 1885 году по настоянию родителей Кандинский возвращается в родную Москву и поступает на юридический факультет Московского университета. Но 1889 году будущий художник прерывает учебу, чтобы поучаствовать в этнографической экспедиции в Вологодской губернии. Это становится переломным моментом в жизни молодого человека. Там он знакомится с народным искусством и фольклором, бытом Русского севера, иконописью, которые в дальнейшем будут вдохновлять его долгие годы. В 1893 году успешно оканчивает университет с дипломом 1-й степени и устраивается на службу в московскую типографию «Товарищества И.Н. Кушнерёва и К°» на должность художественного директора.
Ему пророчили блестящую карьеру, но в 1896 году в Москве проходила выставка французских художников импрессионистов, среди картин была работа Клода Моне «Стог сена», которая потрясла Василия. Чуть позже он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и в возрасте тридцати лет решается оставить работу, чтобы связать свою жизнь с живописью.
В 1896 году Кандинский решает покинуть Москву и отправляется в Мюнхен учиться живописи. Там поступает в частную школу Антона Ажбе, где получает первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом, но решает перейти в другое учебное заведение и со второй попытки в 1900 году поступает в Академию художеств в класс авторитетного немецкого символиста, художника и скульптора Франца Штука. Штук заставлял писать черно-белые произведения, сосредотачиваясь на графике, что, конечно, Кандинскому, любителю цвета, не пришлось по вкусу и спустя год он покидает академию.
Занимается поиском единомышленников, так как мечтает создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки, и в 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном основал художественно-творческое объединение художников, выступающее против консерватизма художественных учреждений, «Фаланга». Через год становится президентом общества. В этом же 1902 году стал членом Берлинского сецессиона — объединения художников и скульпторов.
В начале 1900-х годов художник много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), в это время он участвует в выставках: выставляется в Берлинском сецессионе (с 1902), парижских “Осеннем салоне” (1904-1912) и салоне Независимых (с 1908), участвует в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (с 1902, 1906) и Санкт-Петербурге (1904, 1906).
В 1908–1909 годах живописец перебирается в Баварские Альпы в Марнау. Именно там происходит главный прорыв художника — рождается абстрактная живопись. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.
В 1909 году Кандинский возглавил мюнхенское Новое художественное общество, созданное вследствие отказа организаторов сецессиона принять новаторские произведения.
В 1911 году из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе со своим другом немецким живописцем-экспрессионистом Францем Марком создал объединение «Синий всадник». В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. Художников захватила идея синтеза всех искусств, который должен был привести к духовному обновлению общества. Сообщество просуществовало всего три года, но значительно повлияло на европейское авангардное искусство.
В 1911 году Кандинский исполнил первую абстрактную акварель, в 1911-1913 годах написал серии беспредметных картин.
Во времена «Синего всадника» прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.
В 1911 году Кандинский написал и первую книгу «О духовном в искусстве». Он посвятил её своей тёте, которая в юном возрасте привила Василию любовь к живописи, музыке и литературе. По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.
В 1912 году выпустил одноименный альманах, ставший программным документом художественного авангарда.
Когда началась Первая мировая война Кандинский был вынужден вернуться на родину, в Москву. В те годы художник писал не так много: общественная послереволюционная деятельность захватила его, а потрясения войны и Октябрьская революция разрушили былую цельность его искусства.
В 1918 году он вошел в Коллегию ИЗО Наркомпроса, в 1919 стал членом Международного бюро ИЗО Наркомпроса, одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде.
В 1920 году был директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги-реалисты выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали, творческая интеллигенция считала Василия Васильевича посредственным художником и высмеивали его работы.
В 1921 году Кандинский трудился вице-президентом Российской академии художественных наук, участвовал в ряде выставок художников.
В 1922 году Василий Кандинский принимает приглашение архитектора Вальтера Гропиуса, основателя немецкой школы прикладного искусства и дизайна Баухауз, и переезжает в Веймар. Больше в СССР живописец не вернётся. Через семь лет его лишат гражданства как «невозвращенец» и последующие семьдесят лет Василий Кандинский в СССР будет под запретом: его картины изымут из музеев, а статьи и книги художника попадут под цензуру. Первые годы в Баухаузе Кандинский преподавал курсы настенной живописи и аналитического рисунка, учил пониманию элементарных форм и психологии цвета.
С переездом в 1925 году в Дессау у Баухауза появились собственные учебные корпуса и мастерские, а для Кандинского открылись новые возможности в преподавании основных курсов живописи. Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского Баухауза. В те годы художник получил всемирное признание лидера абстрактного искусства.
В 1920-1930-е Кандинский создал альбом гравюр, абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» Модеста Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931). В 1928 году получает немецкое гражданство, однако с приходом к власти Гитлера и закрытия Баухауза произведения Кандинского изымают из музеев Германии, теоретические труды попадают под запрет. После вынужденного побега художника нацисты объявили его работы «дегенеративным искусством». Картины и эскизы Василия Кандинского среди сотен других были публично сожжены во дворе пожарной станции на окраине Берлина.
Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. В 1939 году получит гражданство страны. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. Общественность не оценила по достоинству творения Кандинского — во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал. Стиль художника претерпевает значительные изменения, стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета: вместо уже привычной комбинации цветов основной палитры художник использует мягкие пастельные оттенки и полутона. Также живописцу не хватало материалов и средств для своих работ, поэтому писал картины небольшого размера, а порой приходилось писать простой гуашью на листе дешевого картона.
В 1936-1944 годах Кандинский проводил персональные выставки в парижской галерее J. Bucher, выставлялся в галерее Neumann, Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, галерее Гуггенхейма в Лондоне.
В ноябре-декабре 1944 года состоялась последняя прижизненная персональная выставка художника в Париже.
За 10 лет жизни во Франции беглый художник так и не стал «своим» ни для парижской творческой интеллигенции, ни для русской эмиграции. Он не говорил по-французски, а Париж — на языке беспредметной абстракции.
Василий Васильевич Кандинский увидел и Вторую мировую войну, но не дожил до её конца. Он умер в 1944 году за три дня до своего 78-летия в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, Франция и был похоронен на кладбище в Нейи.
Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.
-
“Композиция с прямоугольниками”
178,200 ₽ Add to cart -
“Gouache sur fond Noir (Гуашь на черном фоне)”
178,200 ₽ Add to cart -
“Абстракция 1”
68,200 ₽ Add to cart -
“Абстракция 2”
68,200 ₽ Add to cart -
“Schwartzer Fleck”, 1938 г.
68,200 ₽ Add to cart -
“Improvisation 7”, 1938 г.
68,200 ₽ Add to cart -
“Composition”
79,200 ₽ Add to cart