Fini Leonor (Леонор Фини)
Леонор Фини (1908 – 1996)
Родилась 30 августа 1908 в Буэнос-Айресе, Аргентина в семье итальянки, в которой текла немецкая и славянская кровь, и аргентинца (по другим сведениям — итальянца) с русскими корнями, но из-за тирании со стороны отца её мать бежала с годовалым ребёнком к себе на родину в Триест. Юная Леонор имела пытливый ум, развивалась не по годам и к тому же была довольно свободолюбивым ребёнком. Как Фини позже говорила, она рано осознала необходимость бунтовать — ради права жить так, как ей хочется, и необходимость зарабатывать — чтобы ни от кого не зависеть. Говорят, что мать Леонор была независимой женщиной, которая, возможно, и повлияла на силу характера будущей художницы.
В пятнадцатилетнем возрасте девушка перенесла конъюнктивит, из-за недуга она была вынуждена провести два месяца с плотной повязкой на глазах. Во время «слепоты» Леонор начала видеть красочные, таинственные и невероятно красивые образы, а после восстановления у неё появилось непреодолимое желание рисовать. В это же время бунтарку Фини выгоняют из очередной школы и девушка решает в дальнейшем учиться самостоятельно. Начинающая художница приобщалась к искусству в европейских музеях и выставочных залах, придавалась чтению в обширной библиотеке своего дяди. Фини с головой ушла в освоение композиционных и технических приемов, с энтузиазмом изучая альбомы с графикой Бердслея, работами британских прерафаэлитов и немецких романтиков.
В свои семнадцать лет девушка дебютирует на групповой выставке в Триесте, и ей начинают поступать заказы на портреты, за которыми последовали первые гонорары художницы. Позже она переезжает в центр культурной и творческой жизни — Милан. Там она знакомится с группой «Новеченто», с Джорджо де Кирико и Карло Карра, участвует в коллективных экспозициях. В 1929 году проходит выставка в миланской галерее Барбаро, на которой представлены и работы Леонор Фини.
В августе 1931 года Леонор принимает решение переехать в Париж, «мой истинный город», как называла его сама Фини. Там один из ее первых любовников Макс Эрнст, заметная персона среди авангардной богемы, вводит молодую художницу в круг сюрреалистов, где ее принимают с полным восторгом, и она легко заводит дружбу с такими известными личностями, как Сальвадор и Гала Дали, Анри Картье-Брессон, Поль Пикассо, Поль Элюар, Эльза Скьяпарелли, Жорж Батай, Андре Пьейр де Мандьярг, Жан Жене и многие другие. Принимает активное участие во всех крупных выставках движения.
В 1932 году проходит первое персональное парижское шоу работ Фини в залах галереи, принадлежащей Жаку Бонжану и его партнеру, к тому времени ещё никому не известному молодому человеку по имени Кристиан Диор.
В 1936 году Фини получает приглашение нью-йоркского арт-дилера Джульена Леви, где показывает свои холсты в его галерее на объединенной выставке, в которой также участвуют Макс Эрнст и американские сюрреалисты. В том же году ее работа включена в экспозицию Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк) «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм» наряду с произведениями Де Кирико, Дали, Эрнста и Танги. Спустя три года Джульен Леви организовывает персональный выставочный проект Леонор Фини.
В 1942-43 годах художница участвует в выставках американской галереи Пегги Гуггенхайм, в том числе в проекте «31 женщина», предлагающем зрителю женский взгляд на искусство сюрреализма. Леонор была первой, кто осмелился создать эротические полотна и продемонстрировать их публике.
Эта женщина не только создавала шедевры на холстах, она реализовалась и в сценографии, предметном дизайне, книжной иллюстрации, дизайне костюмов для театра, оперы, балета и кино. Леонор любила наряжаться, искусно подавала себя и заставляла о себе говорить, как вспоминает сама Фини: «Я всегда любила наряжаться в замысловатые костюмы. Есть в этом что-то от прославления себя, ты будто становишься масштабней. Я люблю костюмированные балы не за танцы, это не главное. Мне нравилось выходить исключительно для того, чтобы на несколько мгновений опьянеть от самой себя. То, что мои платья были настолько красивыми, настолько яркими, что все стояли в сторонке и просто смотрели, как я прохожу мимо, — вот что приносило радость»
Леонор Фини скончалась в 1996 году в возрасте 87 лет, но именно сегодня ее творчество становится всё более актуальным. Её сюрреалистическое видение, хотя художница не отождествляла себя с сюрреалистским движением, всегда и во всем оставаясь самостоятельной, проявляется на её полотнах: эротизм, доминантный характер женских образов наряду с андрогинными образами мужчин; портреты и фигуративные композиции, воссоздающие мрачноватый сомнамбулический мир, полный ирреальных сюжетов, полуфантастических существ и закодированных визуальных метафор. Ведь в зрелые годы своего творчества Леонор исследовала в своих работах темы женской идентичности, матриархата, которые транслировала через хтонические образы темных богинь, наполненные эротической и гипнотической энергией.
В 2018 году мир вновь заговорил о Леонор. Модный дом Christian Dior посвятил Фини весеннюю коллекцию линии от-кутюр. По залам музея Родена шагали модели в причудливых, словно тающих в воздухе масках, созданных по мотивам идей Леонор — её особой страстью было создавать маски.
В 2020 году вышел фундаментальный каталог живописных работ Фини, составленный Нейлом Цукерманом и другом Леонор — фотографом Ричардом Оверстритом.
-
“Спектакль”
150,000 ₽ В корзину -
“Урок Благоухания”
115,000 ₽ В корзину -
“White Train”
180,000 ₽ В корзину -
“Изумруд”
135,000 ₽ В корзину -
“Урок Риторики”
128,000 ₽ В корзину -
«Урок Созерцания»
115,000 ₽ В корзину -
“Тристан и Изольда”
135,000 ₽ В корзину -
“Урок Цветения”
115,000 ₽ В корзину -
“Урок Поэтического жанра”
115,000 ₽ В корзину -
“Урок Хрупкости”
115,000 ₽ В корзину