Chillida Eduardo (Эдуардо Чильида)

Эдуардо Чильида (1924 – 2002) — испанский скульптор и художник. Родился 10 января в Сан-Себастьяне. Будучи ребёнком посещал местную марианскую школу, а затем Академию Малахечеваррия. В дальнейшем он свободно учился, чтобы получить степень бакалавра в Вальядолиде.

В 1936 году Эдуардо узжает в Париж, где проводит лето в доме доктора Камю, из Парижа переезжает в Мелен, там вместе с детьми доктора изучает французский язык.

Возможно, общественность бы знала Эдуардо Чильиду, как футболиста, ведь он был успешным вратарем футбольной команды “Реал Сосьедад”, но из-за травмы колена был вынужден завершить свою спортивную карьеру и окончательно уйти из спорта. Поэтому в 1942 году, находясь в Сан-Себастьяне, юноша готовится к получению ученой степени в области архитектуры, сдает экзамены в Сантьяго-де-Компостела и поступает в Мадридский университет, остановившись в коллегии мэра Хименеса де Сиснероса.

В 1947 году он прекратил изучать архитектуру и начал рисовать для Кружка изящных искусств в Мадриде. Эдуардо поступил в скульптурную мастерскую Хосе Мартинеса Репульеса, который был другом его отца. Отец Эдуардо всегда поощрял художественное призвание своих детей. Первые изделия, создаваемые юным скульптором, были из глины, но вскоре он перехотел работать с этим материалом.

В октябре 1948 года Эдуардо вновь приезжает в Париж. Там он знакомится с Хосе Герреро и Эусебио Семпере. Побывав в Лувре, скульптор впечатляется архаичной греческой скульптурой и начинает создавать свои первые гипсовые скульптуры. В этом же году заводит крепкую дружбу с Пабло Палазуэло, который становится вдохновителем юного скульптура в период его становления.

В 1949 году Бернар Дориваль, хранитель Современного музея, выбрал скульптуру 25-летнего Чильиды для показа в Салоне мая в Париже.

Уже через год, в 1950-м, две скульптуры испанского мастера были выбраны Луи Клейе для выставки в Les main éblouies в галерее Мэг. Одна из этих работ, сделанная из камня, на сегодняшний день является частью постоянной коллекции Фонда Мэгта в Сен-Поль-де-Вансе.

В октябре 1951 года скульптор с семьёй навсегда поселяются в Стране Басков и переезжают в Виста Алегре, дом, принадлежащий тете Эдуардо, во Флориде, в районе Эрнани (Гипускоа). К сожалению, многие работы, созданные в Париже, были сломаны по дороге. Уже в ноябре скульптор создаёт свое первое железное изделие, используя пыль из коровьего рога во избежание коррозии.

В 1952 году Хосе Крус Итурбе стал его помощником в новой кузнице, которую он соорудил в гараже Виста-Алегри. Скульптор начинает использовать сельские инструменты: вилы, топоры, а также искать расплавленное железо по свалкам Гипускоа для создания своих скульптур. Он создаёт свои первые коллажи и первую скульптуру серии, которая на данный момент находится в Национальном центре искусств Королевы Софии в Мадриде. Часто посещает Париж, несмотря на то, что живёт в Эрнани.

В 1953 году Эдуардо создаёт рельеф, напоминающий коллаж из мотыг.

В 1954 году скульптор получил почетное упоминание на X Миланской триеннале, на которую пригласил его архитектор Рамон Васкес Молезун. И проводит свою первую персональную выставку скульптур, рисунков и коллажей в галерее Galería Clan в Мадриде, которой руководит Хосе Антонио Льярдент. Одна из его работ была выставлена в Le Premier Salon de la sculpture abstraite, в галерее Дениз Рене в Париже. В этом же году Чильида изготовил четыре двери для святилища Аранцазу.

В 1955 году городской совет Сан-Себастьяна заказал Эдуардо скульптуру в честь Александра Флеминга, в результате художником был создал памятник из камня, который установлен на балконе Двухсотлетия Ла Кокна в Сан-Себастьяне.

Первая персональная выставка в Галерее Мэг в Париже с 27 скульптурами проходит в 1956 году. Гастон Башляр написал «Le cosmos du fer» для Derrière Le Miroir об этих изделиях из кованого железа. В этом же году скульптор в первый и последний раз изготавливает три бронзовые копии.

В дальнейшем его персональные выставки будут проходить в таких странах, как США, Франция, Германия, Италия, Швеция, Польша, Мексика, Швейцария, Нидерланды, Дания, Финляндия, Австрия, Япония, Великобритания, Канада, Республика Корея, Словения, Португалия и, конечно же, в городах его родной Испании.

Спустя два года, в 1958, Чильида выставил 18 скульптур в испанском павильоне XXIX Венецианской биеннале и был удостоен Международной премии за скульптуру. За всю жизнь своей работы скульптор получит множество премий: премию Фонда Грэма за передовые исследования в области изобразительного искусства (1958); премию Кандинского, присужденную вдовой художника Ниной Кандинской (1960); премию Providence Art Club за работу на мемориальной выставке Кейна «Некоторые направления в современной скульптуре» в Провиденсе (1961); премию Карнеги от института (1964); премию Веллингтона за развитие культуры в Мадриде (1970); премию за гравюру на Люблянской биеннале графических искусств (1972); международную премию Диано Марина (1973); премию Рембрандта (1975); премию Ла-Пасского института полемологии По и Трева Каталонии (1978); премию Эндрю У. Меллона (1978); Европейскую премию изящных искусств в Страсбурге (1983); премию Pendo Verlag в Цюрихе за гравюры на дереве, созданные для Leyendasvascas (1983); Национальную премию изящных искусств за скульптуру от министра культуры Франции Жака Ланга (1984); премию Фонда Вольфа парламента Израиля (1985); премию Кайзерринга (премия Гослара за современное искусство) немецкого города Гослар (1985); премию Принца Астурийского за искусство (1987); премию Вердиенсткройца в Бонне (1987); премию Лоренцо Иль Магнифико во Флоренции (1987); Императорскую премию Японской ассоциации искусств (1991); премию AECA в АРКО, Мадрид (1995); премию Grã-Cruz da Ordem do Mérito в Португалии (1995); премию Джека Голдхилла в области скульптуры от Королевской академии искусств в Лондоне (1996); премию живой культуры в Мадриде (1996); премию Расимо Оро-де-ла-Риоха-Алавеса в Лапуэбла-де-Лабарка (1996); Всемирную баскскую премию, присужденную правительством Басков (1997); премию Риохи (1997); Европейскую премию за коммунизм имени Хорди Шифра и Эраса в Жироне (1997); Национальную печатную премию Национальной калькографии в Мадриде (1998); премию Эуско Икаскунца-Laboral Kutxa Prize в области гуманитарных наук, культуры, искусства и социальных наук (1999); премию Пьепенброка за скульптуру в Берлине (2000); премию правительства Басков в области туризма (2001).

В 1959 году скульптор был представлен на Инаугурационном отборе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и на II documenta в Касселе и принял участие в выставке EUROPEAN ARTTODAY: 35 художников и скульпторов в Институте искусств Миннеаполиса, которая затем посетила другие города Северной Америки. В этом же году Чильида напечатал свои первые офорты.

В 1960 году в Нью-Йорке были представлены работы скульптора в Новой испанской живописи и скульптуре Музея современного искусства.

В 1961 Музей изящных искусств Хьюстона приобрел его первую крупномасштабную деревянную скульптуру. В этом же году Чильида принимает участие в Международной выставке современной живописи и скульптуры в Институте Карнеги в Питтсбурге, а также в I выставке актуального искусства в Музее Сан-Тельмо в Сан-Себастьяне.

Через год Чильида проводит одновременно две выставки в Базельском Кунстхалле,  принимает участие в выставке Музея изобразительных искусств Хьюстона, где его работы представлены вместе с работами двух других знаменитых испанцев: Пикассо и Миро, а также выставляется в Grandi Premidella Biennale 1948-1960, проходившей в Ка’Пезаро в Венеции и в выставке Art since 1950 на Всемирной выставке 1962 года в Сиэтле.

В 1963 году скульптор отправляется в Грецию. Это была поездка, которая в дальнейшем скажется на его творчестве: он заинтересовывается белым светом, которым пропитана страна, столь непохожая на Страну Басков, и который вдохновил бы его на работу с другими материалами. Исследуя свет и легкость как центральные понятия, двигающие вперед, Эдуардо отправляется в Италию, чтобы увидеть работы Медардо Россо в Риме и Пьеро делла Франчески в окрестностях Умбрии и Тосканы.

В 1964 году скульптор принимает участие в Международной выставке современной живописи и скульптуры в Питтсбурге, присутствует на III documenta Kassel. В этом же году представлен в Живописи и скульптуре десятилетия 54-64 в галерее Тейт в Лондоне. Мастер создает работу, которая в настоящее время находится в Музее абстрактного искусства Испании в Куэнке.

В 1965 году, когда мастер начал работать с алебастром, он создал, среди прочего, Homenaje aKandinsky «Дань уважения Кандинскому», работал над гравюрами для книги Андре Френо «Путь прорицателей, по которому следует Менерб» «История девинов».

В 1966 году Чильида был награжден городом Дуйсбург орденом Вильгельма Лембрюка и музеем земли Северный Рейн-Вестфалия имени Гроссера, ранее начал работать в галисийских каменоломнях Порриньо вместе с каменщиком Никанором Карбальо. В граните он создал работу для Музея изящных искусств Хьюстона, где Джеймс Джонсон Суини организовал первую ретроспективу художника “Чильида: из железа”, которая затем побывала в Утике и Сент-Луисе. Также поучаствовал в XXII Международном салоне в Париже.

Работы мастера были на выставке Spanische Kunst heute в Музее искусств Бохума, Кунстхалле Нюрнберга и Академии искусств Берлина, на Выставке живого искусства 1955-1965 годов в Фонде Мэйт в Сен-Поль-де-Вансе.

В США он также выставлялся в Скульптуре: Поколение инноваций в Чикагском институте искусств, Скульптура из двадцати стран в Нью-йоркском музее Гуггенхайма и Международная выставка современной живописи и скульптуры 1967 года в Питтсбурге в Институте Карнеги; первая выставка Новой формы в Мадриде.

В 1968 году Эдуардо Чильида создаёт литографии, иллюстрирующие книгу Макса Хельцера «Медитация в Кастилии». В этом же году Сан-Себастьян, его родной город, создает комиссию, чтобы отдать дань уважения художнику, с предварительным намерением организовать временную выставку. Вместо этого Чильида выдвинул идею проведения интервенции в знаковом месте своей юности: на Пасео дель Тенис, ныне Пасео Эдуардо Чильида.

В 1970 году скульптура мастера из нержавеющей стали была установлена во Всемирном банке в Вашингтоне, округ Колумбия. Фонд Хоффмана-Ля Рош установил работу Эдуардо Чильиды в Базеле, стальную фигуру — в гольф-клубе Сан-Себастьяна. Скульптор создает первую серию офортов большого формата.

В 1971 году Эдуардо становится приглашенным профессором Карпентерского центра визуальных искусств в Гарварде. В этом же году к столетию компании Тиссен заказал ему стальную скульптуру для своей штаб-квартиры в Дюссельдорфе, которая впоследствии стала самой большой скульптурой мастера на тот момент. Эдуардо начинает изучать работу с бетоном как материалом для больших скульптур при помощи инженера Хосе Антонио Фернандеса Ордоньеса.

В 1972 художник создал две работы: свое первое произведение из бетона, задуманное для Музея скульптуры на открытом воздухе Кастилии, где его в конечном итоге повесят на мосту Энрике де ла Мата Горостизага, и изделие, выполненное из базальта, установленное в шведском городе Лунд. Также он разработал дизайн одного из плакатов к Олимпийским играм в Мюнхене.

В 1973 году Мастер создает 16 гравюр на дереве для книги «Más allá» своего друга Хорхе Гильена.

В 1974 году он создал стелы для Неруды, которые установлены в Тегеране, Альенде и Джакометти. Участвовал в выставке Propyläen Verlag «Дань уважения Пикассо» в Берлине и в открытии выставки Galería Maeght в Барселоне.

Эдуардо Чильида в 1975 году разработал логотип для Университета Страны Басков, создал стальную статуэтку и пять офортов для книги Шарля Расина. В это же время устанавливают его алебастровое изделие в базилике Санта-Мария-дель-Коро в Сан-Себастьяне. По заказу городского совета Витории мастер работал вместе с архитектором Луисом Пенья Ганчеги над проектом городской площади Пласа-де-лос-Фуэрос.

В 1976 году скульптор был удостоен приза министра иностранных дел на 10-й Международной выставке гравюр, проходившей раз в два года в Токио.

С 1977 года Чильида носит звание почетного члена испаноязычного общества Америки. В это же время начинает работать с терракотой, и в частности с шамотной глиной, под руководством Ханса Спиннера, керамиста, работающего в Фонде Мэгта в Сен-Поль-де-Вансе, а также экспериментирует с фарфором, и  участвует в VI documenta Kassel.

В 1978 году художник разработал плакат для Генеральной ассамблеи Общества изучения баскского языка.

В 1981 году Чильида был награждён Золотой медалью за заслуги в области изобразительного искусства Министерством культуры Испании в Мадриде. В 1983 году стал почетным академиком Королевской академии искусств в Лондоне. Примерно в это же время дарит городу Толоса стальную скульптуру.

В 1985-м мастер удостоен Золотой медали Университета Страны Басков. Он принимает участие в выставке Transformations in Sculpture, организованной Дианой Уолдман в Нью-Йорке. К тому же представил Испанию на Europalia‘85 в Брюсселе вместе с Антони Таписом и Антонио Лопесом.

В 1989 году Эдуардо Чильида был назначен почетным архитектором Высшим советом архитектурной коллегии Испании.

В 1990 году – награжден медалью Ильдефонса Серда. В том же году Университет Верано-дель-Паис-Васко организовал симпозиум о художнике под руководством Косме де Бараньяно, и Венецианская биеннале отдает дань уважения скульптору персональной выставкой во дворце Ка’Пезаро.

В 1991 году Чильида был принят в Европейскую академию. В этом же году проходят его выставки Chillida: Escala humana во Дворце Ревильяхиджедо в Хихоне и Sala Rekalde в Бильбао, а в следующем году – в Центре консолидации культуры Каракаса, Венесуэла.

В 1992-м мастер награжден Золотой медалью городского совета Сан-Себастьяна и орденом Андреса Белло.

В 1993 году Эдуардо Чильида принят в члены Американской академии искусств и наук в Кембридже и Американской академии искусств и литературы в Нью-Йорке. А в 1994-м становится почетным членом Настоящей Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.

В 1996 году скульптору присвоено звание почетного доктора Университета Аликанте. Он также стал почетным членом Института криминологии имени Васко в Сан-Себастьяне. Фонд Focusноминировал его как «Величайшего испанца в мире искусства» в 1995 году. Позже Чильида представил на Фуэртевентуре свой проект для горы Тиндайя. А Музей Bellerive в Цюрихе организовал выставку под названием «Скульптуры из глины», которая затем побывала в Сандерне, Дюссельдорфе и Лунде. Мастер участвовал в выставке Plätze und Platzzeichen музея Вюрта, а также в выставке в честь поэта Ива Боннефуа в музее Жениш-Веве.

В 1997 году Эдуардо был назначен почетным доктором Университета Страны Басков по предложению Инженерной школы. Также прошла выставка, посвященная проекту Tindaya, организованная Косме де Бараньяно и Лоренцо Фернандесом Ордоньесом, которая была представлена сначала в Пуэрто-Росарио, а затем в Кунстхалле Билефельд и Музее Эускаль Херриа в Гернике.

В 1998 году Чильида был удостоен награды за пожизненные достижения от международного центра скульптуры в Вашингтоне, был награжден «Золотой розой» в Палермо и Золотой медалью Гипускоа.

В 2000 году Мадридский университет Комплутенсе присвоил ему звание почетного доктора. В том же университете состоялась выставка «Чильида перед философией». В честь художника открылся музей в Эрнани, Гипускоа.

В 2001 году Эдуардо был избран почетным членом Академии изящных искусств в Париже.

В 2002 Институт гуманитарных наук в Барселоне наградил мастера Gran Cruz al Mérito Humanitario, а Академия архитектуры в Париже – Медалью искусств за все его работы. В этом же году проходят его выставки в Государственном музее Морицбург-Галле, Саарском музее в Саарбрюккене и в музее Фонда Вильгеля Лембрюка в Дуйсбурге.

Скончался художник 19 августа в своем доме в Сан-Себастьяне.

 

 

Фильтры