Lipchitz Jaques (Жак Липшиц)

Годы жизни (1891 — 1973)
Жак Липшиц (Jacques Lipchitz) занимает особое место в развитии искусства ХХ-го века. Его, по праву, считают одним из наиболее замечательных и влиятельных скульпторов современности, художником, который определил новые направления в искусстве.
Хаим-Яков Абрамович Липшиц родился в 1891 г., в благополучной еврейской семье, проживавшей в литовском городке Друскеники (Российская империя). Хаиму Якобу Липшицу было предсказана незаурядная судьба. Заявление почтенного раввина о том, что младенец «станет великим человеком», сыграло существенную и даже решающую роль в самоощущении Липшица. Как вспоминал художник, слова раввина «оказали немалое влияние на мою маму, которая постоянно высказывала уверенность, что я был рожден стать избранным, реализовать определенную миссию, совершить нечто великое … и вот в течение всей своей жизни я не мог избавиться от ощущения, что мне открывается потаенный смысл всего на свете и что нечто чудесным образом направляет мою жизнь. Тысячи раз я мог бы умереть или отказаться от творческой работы, если бы во мне не жило это ощущение».
Готовность к приключениям и ощущение своей избранности, которыми была отмечена вся жизнь Липшица, привели его в 1909 г. в Париж, город, являвшийся центром художественной мысли в начале ХХ-го века. Он с головой погрузился в учебу в художественных школах и академиях, среди которых можно назвать Ecole des Beaux Arts, Academie Julien, Academie Colarossi и Academie de la Grande Chaumiere
В период ученичества Липшиц не мог пройти мимо развивающегося в это время в Париже авангардного искусства и органично впитал в себя его теоретические положения и стилистические особенности. Футуризм и кубизм – вот, что волновало молодых художников, стекавшихся в Париж со всего света. Общение с такими ключевыми для развития авангардного искусства коллегами, как Александр Архипенко, Константин Бранкузи, Хуан Грис, Диего Ривера и Пабло Пикассо, формировало мировоззрение и вкус Липшица. Тогда же, его друг Амедео Модильяни написал портрет «Жак и Берта Липшицы». Все это способствовало возникновению тех стилистических экспериментов и технических новаций, которые сделали его знаменитым. Творчество Липшица можно разделить на несколько периодов — так, в свой парижский период художник создал портреты символов своего времени — Коко Шанель и Анни Дальзас, и писателей, среди которых Реймон Радиге, Жан Кокто. Генетическая связь с кубистической живописью проявляется ещё и в том, что в рельефы и барельефы Липшиц вводит цвет, полихромную раскраску — они поистине становятся „вышедшими» в реальное пространство кубистическими «натюрмортами», «скрипками», „музыкальными инструментами» («Натюрморт с гитарой», 1919; «Музыкальные инструменты», 1924).
Наиболее известны, пожалуй, перевернувшие господствующие представления, кубистические работы Липшица, созданные в течение 1915-1925 гг., хотя эта хронология несколько условна. Тем не менее, именно в это десятилетие он достиг вершин в кубистическом решении формы. В 1935 году скульптор совершает поездку в Советский Союз. Здесь Липшиц исполняет две работы — заказной портрет Ф. Э. Дзержинского (сегодня он находится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и один из вариантов скульптуры «Радость жизни». Как человека его поражает размах строительства в СССР, а как художника — значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза.
После оккупации Германией Франции 1941г., Липшиц эмигрирует в США, где остается до самой смерти. Творчество художника оказалось очень созвучно той эпохе, в которой он творил. В своих работах он стремился выражать ощущения, восходящие к личному опыту. С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений Липшица нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как «Иаков и ангел» (1931 г.), «Давид и Голиаф» (1933 г.), «Похищение Европы II» (1938 г.) и «Тесей» (1942 г.), представленных на выставке. Политический посыл выражен в произведении «Прометей, удушающий орла», созданном по заказу французского правительства для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже. Тема битвы титана с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора, к ней он неоднократно возвращался на протяжении всей жизни. В послевоенные годы мастер продолжает разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом («Прометей, удушающий орла», второй вариант, 1944-53), создает монументальную фигуру Богоматери для собора в городке Асси (Франция). В последние годы жизни Жак Липшиц вернулся в Европу, где и умер в Италии, на острове Капри. Похоронен в Иерусалиме.