Warhol Andy (Энди Уорхол)

Годы жизни 1928-1987
«Папа римский поп-арта», «само ничто», человек-зеркало, отражающий в своем искусстве жизнь простого американца – кем только не провозглашали Энди Уорхола, кем только он сам себя не провозглашал! Кто же на самом деле этот человек?
Родители Андрея Вархолы (это настоящее имя художника) эмигрировали в США из маленькой деревушки, затерянной в Карпатах, на территории нынешней Словакии. Будучи русинами (небольшая славянская народность), они имели самый низкий статус из всех выходцев из Восточной Европы. Детство будущего художника прошло в бедном районе Питсбурга. Он рос хилым и неуверенным в себе ребенком. Чтобы подбодрить и как-то развлечь своего, проводящего дни в одиночестве, сына, мать приносила ему комиксы, книжки-раскраски, фотографии его любимых кинозвезд. Именно эту часть детства Уорхол впоследствии вспоминал с большой нежностью и описывал ее как время становления своих художественных предпочтений и навыков.
В 1945 году Уорхол поступает в Технологический университет Карнеги на специальность «рисование и дизайн». Уже во время учебы он вырабатывает свой псевдо-наивный стиль, который приносит ему первый успех в коммерческом дизайне. Но у молодого художника большие амбиции, ему хочется быть кем-то большим, чем просто успешным иллюстратором журналов. Его вдохновлял пример Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса – на тот момент они находились на той социальной вершине, которая была недоступна коммерческому художнику. В 1960-м году на вопрос, хочет ли он стать великим художником, Уорхол ответил: «Нет уж, лучше я стану знаменитым».
Очень точно уловив момент смены вкусов публики от абстрактного экспрессионизма к изображению повседневных вещей, он начинает серию произведений, объектом которых становятся телевизоры, пылесосы, консервы и газированные напитки. Уже в первых работах проявляется знаменитый образ Уорхола – творчество, будто бы напрочь лишенное личности автора. Попытка создать «машинизированное» искусство, в котором социальная жизнь отражала бы саму себя, обернулась бурными дебатами о том, хотел ли художник возвеличить любимую фирму консервированного супа или наоборот, высмеять массовое потребление. Слава Уорхола зародилась в спорах.
В это же время художник основывает свою студию и называет ее «Фабрика», что бы подчеркнуть механический принцип создания работ. Любимой техникой печати становится шелкография. Уорхол ставит создание произведений искусства на поток, ведь «Фабрика» может выпускать до восьмидесяти оттисков в день. «Искусство должно быть доступно любому человеку, а не кучке избранных» – вот главный лозунг Энди Уорхола.
Студия становится необычайно популярным местом. Там собираются люди, желающие соприкоснуться с миром современного искусства. Студия процветала так же, как и ее создатель, пока 3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланс не выстрелила три раза в художника. Затем она подошла к первому же полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола».
Художник пережил клиническую смерть. И после того, как вернулся к нормальной жизни, в его творчестве стали преобладать темы страдания и смерти. Время старой и общедоступной «Фабрики» подошло к концу, теперь художник строго контролировал посещения своей мастерской посторонними. В последние годы жизни художник покровительствовал молодым авторам, среди которых были Жан-Мишель Баския, Джулиан Шнабель, Дэвид Салле, а так же выступил основателем Нью-Йоркской академии искусств.

Фильтры