Leger Fernand (Фернан Леже)

Жозеф Фернан Анри Леже родился 4 февраля 1881-го года в городе Аржантан в Нормандии, на северо-западе Франции. Его отец торговал скотом, но умер, когда сыну исполнилось 4 года, поэтому мать воспитывала его одна. Живя в Аржантане, Фернан учился в местном колледже, потом в церковной школе в Теншебре.
    В 17 лет брал уроки у архитектора в Канне. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. Оттуда в 1902-м году будущий художник отправился на военную службу во 2-й сапёрный полк в Версале. После службы Фернану Леже не удаётся поступить в Высшую школу изобразительных искусств, но его принимают в Высшую школу декоративного искусства. Также он становится вольным слушателем курсов живописцев Габриэля Феррье и скульптора Леона Жерома. Также посещал Лувр, где копировал полотна старых мастеров, изучая классические приёмы живописи.
    В 1910-м Фернан Леже попал в объединение кубистов «Золотое сечение», после чего уничтожил все свои предыдущие работы. Отныне в его полотен исчезает анатомическая реалистичность фигур, их заменяют кубические и цилиндрические формы. Цветовая гамма также становиться более спокойной, на картинах преобладают оттенки серого. Это новое направление было принято публикой очень благосклонно в салоне «Независимых» в 1911-м году, где был выделен отдельный «зал кубистов». «Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции… это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо», – писал после выставки один из критиков.
    Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. В 1914-м году художник был мобилизован в сапёрные войска. На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях. В 1916-м году во время транспортировки раненых был отравлен немецким газом, но выжил. После госпиталя и увольнения возвращается к живописи. Война довольно сильно повлияла на художника. Переосмыслив свою живопись вновь, он твёрдо решил отныне использовать только чистые локальные цвета и большие объёмы, отказавшись от серости палитры в угоду общественным вкусам. Одним из главных законов в живописи Фернана Леже были законы контрастов, которых он достигал путём использования чётких чертёжных линий и условной штриховки. Сам Леже говорил: «Стремясь достигнуть состояния пластической напряжённости, я применяю закон контрастов, которых вечен как средство отражения жизни. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Я противопоставляю прямые кривым, поверхности плоскостные – поверхностям моделированным, тона в оттенках – тонам локальным».
    Любимыми сюжетами Фернана Леже являются люди в городе, машины и механизмы. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал. А также занимался оформлением монументальных зданий, например, зал физической культуры для Всемирной выставки в Брюсселе, оформлял массовые праздники. С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США. Там он работал гораздо плодотворнее, в целом за годы эмиграции создав около 120-ти полотен. Также преподавал в Йельском университете. После возвращения в освобождённую Францию у художника наступает пик творчества. Он с упоением рисует быт рабочих.
    Самая яркое полотно этого периода – картина «Строители» 1950-го года. Фернан Леже умер в 1955-м году. Стараниями его второй жены Нади Леже и его друзей, был основан мемориальный музей художника в городе Бьо. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже.

Фильтры