Шимон Окштейн и Рихард Линднер – сиквел или развитие темы?
Вторая половина ХХ-го века прошла под знаменем постмодернизма. Это направление имеет очень широкую трактовку, но одно из наиболее распространенных толкований – переосмысление и переработка произведений художников прежних эпох. В свете этого очень интересным выглядит творчество Шимона Окштейна, во многом отталкивавшегося, по крайней мере в «американский» период своего творчества, от произведений Рихарда Линднера.
Линднер, художник, во многом опередивший свое время. Настоящее, мировое признание пришло к нему достаточно поздно. Его творческое становление пришлось на начало ХХ-го века, когда главенствовал стиль «кубизм», изобретенный Пикассо и Браком. Увлекшись этим направлением, Линднер смог найти свой, неповторимый художественный язык и назвал его «механический кубизм». Он «раскладывал» человеческое тело на геометрические элементы, привнося много телесности и эротизма в изображения. При этом его картины наполнены юмором и жизненной энергией.
Шимон Окштейн- художник, эмигрировавший из СССР в конце 1970-х годов. Воспитанник классической русской художественной школы, попав в совершенно другую культурную среду начал искать и новый художественный стиль для выражения своих замыслов. Всё его творчество- это попытка найти ответ на очень сложный вопрос: как так происходит, что осмысленное бытие уходит из этого мира, и всё человеческое существование всё больше похоже на один большой конвейер, где они живут лишь привычкой, а все действия происходят по инерции.
Его изобразительный ряд отталкивается от манеры Рихарда Линднера, но звучит уже в стиле «диско». Шимон пытался показать не столько одушевленный механизм, который живёт по инструкции, сколько отсутствие осмысленной одухотворенной жизни.
Как и Линднер, Окшетйн делает главным героем своих картин женщин. В его серии работ «Девушки с обложек» художник раскрывает женскую сущность в его понимании. В ней нет ничего естественного, никакой наготы, ведь она вся скрывается за огромным количеством румян, помад и парфюмов. Её руки и ноги больше не открыты, ведь теперь она носит кружевные перчатки и чулки, а на её ногтях присутствует пунцовый лак. Её эротика заключается в её скрытности. Рихард же предпочитал рисовать женщин с элементами наготы, однако его механические элементы добавляли им некую суровость и жестокость. Они были не столько искусственными, сколько пугающими за счёт своей власти. Им не нужно было что – то скрывать под различными элементами одежды, ведь они и так знали, что в этом мире нет ничего сексуальнее женского тела, именно поэтому они могут им управлять. Однако, концепция обоих художников объединяется в одном: женщины боятся своей индивидуальность. Они сами придумали себе стандарты, которые должны соблюдать. Рихард передал это при помощи пунктирных линий на женском теле, а Шимон передал это через откровенные элементы одежды. Женское тело прекрасно, но оно больше не существует, а самое печальное то, что мир не перестаёт восхищаться женщинами даже в таком образе.
Шимон Окштейн часто использовал на своих картинах некоторые фетиши, которые вызывают у читателя игру фантазии. фетиш -своего рода определённая религия, страсть, которая обращена на определённую тайну. В мире, где всё открыто и нет никаких загадок, не бывает фетишей, однако люди всё равно живут в той сумрачной зоне, где обитают несмелые надежды и догадки. Именно эта сфера развивается в живописи художника. Сюжеты постепенно менялись, однако вещь и тайна оставались неизменными.
Картина “Cover Girls”пропитана различными фетишами. Три девушки ожидают своего выступления, казалось бы, ничего необычного, однако стоит приглядеться к деталям. Мы не видим ни одной части их оголённого тела, и на первый взгляд, может показаться, что никакого эротического взгляда здесь нет. Однако, их образы пробуждают в фантазии определённые мысли сексуального характера. Яркие губы, ажурные перчатки, высокие каблуки, разноцветные колготки – некая пошлость проявляется в деталях, что подсознательно приводит нас на мысль: «Голое тело порой не так сексуально, как маленькие детали, которые создаёт художник в своих работах». Отметим, что лица девушек скрываются под шляпками, но это не мешает нам воссоздавать в своём воображении желаемый образ. Эротическая энергия сохраняется даже тогда, когда с картины пропадает вся сущность женщины. И еще один непременный атрибут работ Окштейна того периода- это зажженная сигарета в руке. Вспомним, что начало 1990-х -время начала активной борьбы с курением. Вероятно автор таким образом выражал свой протест против такой внезапно-агрессивной формы заботы о здоровье населения, когда все предыдущие десятилетия курение пропагандировалось и рекламировалось всеми возможными способами. Как истинный художник, свободолюбивый и свободный от навязанных идеологем Окштейн не мог не реагировать на это подавление личных границ человека.
автор Сидоренко Олеся